Ислам приветствует, когда верующий доставляет людям радость, Пророк часто повторял: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте». Но современный «День дурака», который принято отмечать 1 апреля - это день для розыгрышей, которые порой обижают людей и зачастую сопровождаются ложью. Ислам осуждает ложь, считая ее большим пороком. Нормы шуток будут описаны в этой статье, следуя им мусульманину в «День смеха» будет проще не остаться в дураках и не впасть в грех
Какими могут быть шутки?
Уместные шутки нравятся всем и в них можно найти много положительных моментов. Зачастую, хорошая шутка позволяет сгладить неловкую ситуацию, разрядить обстановку, поднять настроение, сблизить людей, сделать замечание, не причинив обиду. Неверно считать, что шутки запрещены Исламом, в своей основе шутки дозволены, если они не задевают чувства других верующих и не содержат в себе лжи. Пророки его сподвижники придавались шуткам, на это указывают многочисленные хадисы.
Например, со слов Абу Хурайры и Анаса сообщается, что когда люди сказали пророку: “О посланник Аллаха, ты подшучиваешь над нами?” Он ответил: «Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины».
Имам ан-Навави сказал: “Посланник Аллаха иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”.
Однажды один человек спросил у Суфьяна ибн Уяйны: “Порицаются ли шутки?” Он ответил: “Нет, это Сунна, однако, когда это делается хорошо и используется подходящее для этого время”
Шутки в семье
Мусульманину не должно быть чуждым шутить со своей женой или детьми. Ведь пророк Мухаммад проявляя хорошее отношение к своим женам, позволял им различные вольности и шутил с двумя жёнами одновременно.
Аиша рассказывает:
«Однажды я принесла Пророку похлёбку, которую я приготовила, и сказала Сауде: “Ешь”. А Пророк в это время сидел между нами. Однако она отказалась. Тогда я сказала: “Ты будешь есть, или я намажу тебе лицо этой похлёбкой!” Однако она снова отказалась. Тогда я опустила руку в похлёбку и намазала ей лицо. Пророк засмеялся и сделал ей знак рукой, сказав: “Намажь и ты её лицо”». А в другой версии этого хадиса говорится: «…и он опустил своё колено, чтобы она могла достать до меня, и она взяла немного похлёбки и намазала мне лицо, а Посланник Аллаха засмеялся».
Источник фотографии: yaumma.ru
Так же посланник Аллаха советовал супругам иногда шутить друг с другом. Анас передает: «Когда посланник Аллаха находился со своими женами, то он был самым приветливым и самым шутливым человеком».
Имам Ибн Муфлих сказал: “Разумный человек, когда остается наедине со своими женами или рабынями, оставляет серьезность в углу словно почтенный и мудрый старец. И начинает заигрывать и шутить, отдавая тем самым право своим женам и своей душе. А когда он остается уже со своими детьми, то выходит из образа ребенка”.
Как было уже упомянуто, шутки в своей основе дозволены, однако, у дозволенных шуток есть свои условия и границы, поскольку в противном случае шутки зачастую становятся причиной множества бедствий и грехов, как вражда, ненависть и даже впадение в неверие.
По этому поводу один именитый ученый заметил: «Шутка бывает двух видов: похвальная и порицаемая. Похвальная шутка – это та, которая не сопровождается запрещенным Аллахом, не влечет грех и разрыв родственных связей. Что касается порицаемой шутки, то это та, которая влечет вражду, удаляет достоинство и разрушает дружбу, когда подлый прибегает к этому, а достойный презирает это»
Шутки над религией
Самым опасным является шутка над Всевышним Аллахом, его посланником и Священным Кораном, в котором ясно изложена Воля Аллаха. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«И не считайте знамения Аллаха шуткой» (2: 231).
«Обитатели Огня воззовут к обитателям Рая: “Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах”. Они скажут: “Аллах запретил это для неверных, которые обратили свою религию в потеху и игру и обольстились мирской жизнью”» (7: 50-51).
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» (9: 65-66).
Насмешки и издевательства по отношению к Аллаху, Его посланнику и Корану абсолютно противоречат вере, поскольку основой религии является вера в Аллаха, Его книги и Его посланников и проявление уважения к этому является обязательным. Строгий запрет также наложен на шутки и издевательства в отношении законоположений Ислама, будь то исполнение намаза, жертвоприношение, пост в месяц Рамадан, ношение хиджаба и бороды.
Высмеивание недостатков мусульман
Воистину, высмеивание и издевательство над мусульманами является запретным, даже если это делается в шуточной форме! Это является одной из причин, которая влечет вражду, ненависть и раскол среди мусульман и противоречит необходимости согласия и единству мусульман на правильных убеждениях.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, те несправедливые» (49: 11).
Источник фотографии: vmichurinske.ru
В хадисе, переданном в Сахихе Муслима, сказано: «Мусульманин – брат мусульманина, так пусть же они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение же единоверца – большой грех. Поэтому мусульманину запрещено унижать братьев по вере, ему запретны их кровь, их богатство и честь».
О запрете шуток, содержащих в себе ложь
Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха сказал: «Не уверует раб Аллаха по настоящему до тех пор, пока не откажется он ото лжи в шутках». Ахмад, ат-Табарани.
Ибн Масуд говорил: “Ложь не позволительна ни всерьез, ни в шутку! Читайте если хотите слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»
«У лицемера три качества: он лжет, нарушает свое обещание и не оправдывает доверие» (Бухари и Муслим).
От Абу Умамы передается, что посланник Аллаха сказал: «Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставил спор, даже если он был прав; и я гарантирую дом посреди Рая тому, кто оставил ложь даже в шутку». Абу Дауд
Об использовании лжи, чтобы рассмешить людей
Исходя из предыдущей главы, нам стало ясно, что шутить при помощи лжи является порицаемым делом. Однако, если кто-то шутит ложно, желая тем самым насмешить людей, как например рассказчик анекдотов и т.п., то это намного хуже. Такой человек входит в число тех, о ком посланник Аллаха сказал: «Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!» Абу Дауд, ат-Тирмизи
Источник фотографии: predgorie-online.ru
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха сказал:
«Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь».
Веселиться с помощью слов или рассказов, которые являются правдивыми, дозволено, если не делать это часто. Пророк иногда шутил, но при этом не говорил ничего, кроме правды.
Передается от Анаса ибн Малика, что однажды к посланнику Аллаха пришла пожилая женщина и попросила его сделать дуа, чтобы она попала в Рай. На это посланник Аллаха сказал ей: «Пожилые женщины не войдут в Рай». Увидев, что женщина очень расстроилась от услышанного, он пояснил: «Пожилые женщины войдут в Рай молодыми».
Как-то некий мужчина попросил Пророка покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха. «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».
Пугать в шутку
В последние годы широкое распространение приобрели пранки (шуточные розыгрыши, которые иногда заставляют людей по-настоящему пугаться и повергают их в шок). Наша религия учит мусульман бережно относиться с чувствами людей и запрещает пугать их даже в шутку.
Абдур-Рахман ибн Абу Лейля рассказывал: “Сподвижники пророка мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк спросил их: «Почему вы смеетесь?» Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: «Запрещено мусульманину пугать мусульманина!» Абу Дауд, ат-Тирмизи
Посланник Аллаха сказал: «Пусть никто из вас не берет даже палку своего брата ни в шутку, ни всерьез! А тот, кто взял палку своего брата, пусть вернет ее ему». Ахмад, ат-Тирмизи.
Имам аз-Заркаши сказал: “То, что делают люди, когда берут принадлежащее другим в качестве шутки, является запретным! Это запрещено даже в шутку хоть человек и желает это вернуть, и приравнивается это к совершенному всерьез, потому что это пугает его брата-мусульманина, который считает, что потерял свои вещи”.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал:
«Пусть никто из вас не направляет железо (оружие) на своего брата, ибо, поистине, ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата острие оружия, пока он не отведет его, даже если этот человек будет его братом по отцу и матери!» аль-Бухари, Муслим.
Шутить следует не с каждым
Не с каждым следует шутить и подшучивать. Например, не следует шутить с незнакомыми людьми, с людьми которые старше тебя, которые могут понять неправильно шутку, с посторонней женщиной или с учеными.
Источник фотографии: pikabu.ru
В качестве примера тому, что не с каждым человеком следует шутить можно привести слова Саида ибн аль-Аса, который сказал своему сыну: “О сынок, не подшучивай над благородным, ибо он может возненавидеть тебя за это, и не подшучивай над низким, ибо он станет тебе дерзить”.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Если человек будет шутить с тем, кто не из его окружения (положения), то он начнет презирать его и грубить ему, даже если шутка была правдивой. Каждая вещь должна быть на своем месте, и не следует шутить, кроме как с теми, с кем положено.
Необходимо помнить, что мусульманское общество строится на чистоте человеческих чувств, на добром наставлении каждого верующего, на верности данному слову. В основе всего лежит умеренность, шутите и смейтесь, но не переходите границы дозволенного, берегите чувства верующих.
Рафис Сайфуллин