Тихий вечер. Благодатная трапеза организованная общенациональным благотворительным фондом "Ярдам-Помощь". Мингол Галиев и Ильяс Халиков исполняют мунаджаты(нашиды, анашиды). Гости из Кавказа слушают татарских артистов и говорят: «Мы все понимаем». Духовность способна донести людям, углубившимся в материальный мир эгоизма, важность общения, братства и дружбы.
Тихий вечер. Благодатная трапеза организованная общенациональным благотворительным фондом "Ярдам-Помощь". Народный артист Республики Татарстан, ветеран вузовского образования Мингол Галиев и Заслуженный артист РТ, ученый-педагог Ильяс Халиков исполнили мунаджаты. Гости из Кавказа слушали татарских артистов и говорили: «Мы все понимаем». Они слушают и понимают сердцем. Ровно также и исполнители поют от души, выводя слова и ноты из чистого сердца.
Мингол Галиев, наставник звезд татарской эстрады. Вспоминал историю долголетнего сотрудничества с фондом «Ярдам-Помощь». Он известен тем, что вернул классическую форму песнопения на сцену — жанр мунаджатов.
Мингол Галиев, исполнил известный мунаджат "Мархаба" (Добро пожаловать), в традиционном жанре приема гостей. Со слов Галиева, культура без религии превращается в цинизм, религия без культуры становится догмой. А мунаджаты создают творческую одухотворенность. "Традиционная культура способна донести людям, углубившимся в материальный мир, важность духовного совершенствования" - говорит он.
Один из древнейших и популярных в народе жанров — мунаджат. В фольклорных архивах университета, не считая частушек-четверостиший, самое большое количество текстов составляют тексты мунаджатов. Это можно объяснить тем, что эти родственные жанры не ушли в прошлое, не устарели, а продолжают создаваться и сегодня, так как отражают все события общества, личной жизни и показывают отношение народа к ним.
В селах уже не сочиняются ни сказки, ни песни, мунаджаты продолжают активно твориться, в основном, женщинами зрелого возраста. И среди современных текстов мунаджатов преобладают мунаджаты, посвященные Аллаху и Пророкам (мир им), раздумьям о жизни и смерти, также «материнские» мунаджаты.
В переводе с арабского языка мунаджат — беседа в одиночестве с собой, очищение, молитва, обращение к богу с мольбой о прощении. Это лирический жанр восточной литературы и фольклора. В литературе — стихи, а в народном творчестве — напевные произведения, пронизанные философскими размышлениями, с преобладанием мотивов грусти, печали и разлуки.
Мунаджат всегда считался почитаемым жанром, носителем религиозных идей. По музыкальному стилю он занимал промежуточное положение между собственно музыкальным фольклором, коранической речитацией, а также книжным пением. Мунаджат способствовал приобщению широких масс к высокому искусству ат-таджвида (речитации Корана). В отличие от канонических текстов, которые распевались на арабском языке, мунаджат дал возможность верующим обращаться к Всевышнему на родном языке.
Мунаджаты способны вызывать сильное сопереживание у слушателей. Одновременно такие напевы служат способом душевного очищения — катарсиса для самого исполнителя, личным обращением к Богу с самыми сокровенными мыслями и пожеланиями.
Жанр мунаджатов не стоит на месте. Он развивается, появляются новые темы, новая функциональная направленность. Теперь они называются нашиды или анашиды, нашаид, аншад.
Популярный певец Ильяс Халиков смог популяризировать жанр мунаджатов и нашидов среди молодежи. Благодаря ему духовные песнопения звучат с большого экрана и с Интернета. Также он руководит с духовное-нравственным театром «Минбар», который работает в жанре дагвата — призыва к добру и свету.
Халиков исполнил для подопечных нашид про Коран. А потом рассказал в жанре песнопения стихотворение Габдуллы Тукая "Кадер кич" (Ночь Предопределения). Благодарная публика слушалa с вдохновением.
Слов нет описать эмоции от атмосферы благодати и нравственности! Чуду даешься! Какая мечеть, какая община, какой фонд при казанском храме "Ярдэм" ( Ярдам, Помощь ), точно такой же коллектив: культурные, умные, добрые сотрудники и прихожане в ней.