Многие мусульманские страны заявили, что голливудский блокбастер «Ной» с Расселом Кроу в роли строителя ковчега и ветхозаветного пророка не будет выпущен в прокат местными кинотеатрами, потому что эта кинокартина может оскорбить религиозные чувства зрителей.
Данное решение последовало после того, как сюжет фильма вызвал споры среди консервативных христиан в Соединенных Штатах. Это подтолкнуло компанию Paramount Pictures опубликовать опровержение своего маркетингового материала, согласно которому в сюжете есть «художественные отступления» от оригинальной версии.
Директор по информационным медиаресурсам Национального медиацентра в Объединенных Арабских Эмиратах Джума Аль-Лим (Juma Al-Leem) заявил в интервью агентству Associated Press, что фильм не допущен к показу в местных кинотеатрах, потому что он нарушает распространенное в Исламе табу на изображение пророков. Суть этого табу - не допустить поклонения человеку вместо Бога. Надо отметить, что во многих мусульманских странах богохульство приравнивается к уголовному преступлению.
«В фильме есть сцены, которые противоречат и Исламу, и тексту Библии, поэтому мы решили не выпускать его в прокат», – сказал Джума Аль-Лим, добавив, что цензоры ОАЭ посмотрели фильм, прежде чем принять решение о его запрете. Также он подчеркнул, что решение "продиктовано уважительным отношением к этим религиям" и нежеланием "оскорбить религиозные чувства верующих".
Кинокомпания Paramount Pictures подтвердила, что помимо ОАЭ, цензоры Катара и Бахрейна также не выпустят фильм на экраны кинотеатров, потому что тот «противоречит исламскому вероучению».
По этой же причине одно из самых почитаемых религиозных учреждений ислама, университет Аль-Ажар (Al-Azhar) в Каире (Египет), издал фатву, заявив, что возражает против показа фильма "Ной".
Коран упоминает по именам 25 пророков, включая Ноя. Мусульмане верят, что Ной, которого арабы называют Нух, построил ковчег по Божьему повелению, потому что люди, среди которых он жил, отказывались поклоняться единому Богу. Несмотря на различия между историями про Ноя, изложенными в Библии и Коране, обе версии описывают ужасный потоп и то, как Ной спас в ковчеге по паре каждого вида животных.
Представители власти большинства мусульманских стран заявили, что их государственные цензоры, скорее всего, тоже не одобрят показ этого фильма.
Мохаммад Зариф (Mohammad Zareef), представитель Центрального совета киноцензоров Пакистана (Central Board of Film Censors), сказал, что данный правительственный орган в принципе не одобряет фильмы, касающиеся религии. «Мы еще не смотрели фильм, но я думаю, что он не сможет выйти в прокат в Пакистане», – сказал он.
Представитель министерства культуры в Тунисе Файзал Рокх (Faisal Rokh) подтвердил, что правительство Туниса запрещает показ фильмов, которые рассказывают о жизни пророков, в связи с тем, что местные жители очень чувствительны к вопросам, касающимся религии. В случае с Марокко, он отметил, что местные кинотеатры вовсе не запрашивали разрешения на показ фильма "Ной".
Существует много детских художественных и мультипликационных фильмов, которые рассказывают историю Ноя в исламской версии, не показывая его лица. Однако на Ближнем Востоке были случаи, когда пророки или их спутники все же были показаны на экранах кинотеатров.
Так, несмотря на некоторые возражения, популярный арабский спутниковый канал MBC показал в 2012 году телевизионный сериал про жизнь Омара ибн аль-Хаттаба, одного из самых почитаемых спутников пророка Мухаммеда.
Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», который повествует о распятии Иисуса, так же показывался во многих кинотеатрах этого региона, хотя его не выпустили в прокат в большинстве кинотеатров Израиля и части Персидского залива.
В октябре 2011 года в Тунисе частная телевизионная станция показала мультфильм «Персеполис» (Persepolis), который содержит прямое изображение Бога. Эта трансляция вызвала беспорядки и демонстрации. Главу телестанции впоследствии обвинили в «посягательстве на святыню» и присудили заплатить штраф в 1200 евро.
Как и в Саудовской Аравии, в Палестинском Секторе Газа нет кинотеатров. Однако представители одного из кинотеатров на Западном берегу Иордана заявили, что заказали фильм "Ной" для просмотра.
«Тот факт, что некоторые страны ближневосточного региона запретили к показу этот фильм, делает просмотр "Ноя" еще более интересным», – прокомментировал ситуацию менеджер кинотеатра Clack Cinema Кудс Манасра (Quds Manasra). По его мнению, это «великолепная постановка красивой истории».
Перевод: Анна Углева