Значительную роль исламской общины в жизни мусульман мы видим на примере современной Европы. Как известно, за последние годы количество мусульман в Европе возросло многократно.
Например, во Франции на 56 миллионов населения 4-5 миллионов мусульман, а это 7-8 процентов населения; в Германии на 82 миллиона населения 3 миллиона мусульман, то есть примерно 4 процентов, в Великобритании на 55 миллионов человек 1,5 миллиона мусульман (2,5 процента), в Нидерландах на 16 миллионов человек 700 тысяч мусульман – 4,5 процента, в Бельгии на 10 миллионов человек 370 тысяч мусульман (3,6 процента), в Швеции на 9 миллионов населения 300 тысяч мусульман (3 процента), столько же мусульман в 8-миллионой Австрии.
В некоторых странах симпатии или антипатии мусульман могут влиять на результаты выборов. Например, во Франции, Великобритании или Нидерландах, где мусульмане при значительной доле среди населения также проявляют активную социальную и политическую позицию.
Необходимо также понимать, что именно западные страны сегодня производят медийный массовый продукт (кино, музыка, художественная литература, журналы), который потребляется во всем мире. Именно поэтому большое количество мусульман в этих странах это стратегический капитал нашей уммы.
Во-первых, мусульмане, которые живут в европейских и других западных странах должны собственным примером положительно повлиять на восприятие ислама всеми остальными людьми, которые живут, например, в Лондоне, Париже, Берлине или Амстердаме. Во-вторых, мусульманам в Европе, конечно, необходимо социализироваться, а не замыкаться только в своем кругу. Если мусульмане Европы и США будут также, как и представители остальных народов, работать в светских СМИ, государственных учреждениях, университетах и школах, благотворительных фондах, тогда они смогут влиять на общественное мнение и политиков не только Запада, но и всего мира. Благодаря этому можно будет переломить тот формирующийся негативный образ ислама, который пытаются создать некоторые враги нашей религии на Западе.
Таким образом, миллионы мусульман на Западе должны чувствовать свою историческую миссию. Однако, чтобы эту миссию реализовать необходимы определенные условия. Какой наиболее очевидной проблемой для мусульман является переезд в страны Европы? Это оторванность от общины. Живя, например, в Алжире, Марокко или Турции, мусульмане чаще всего, так или иначе, являются частью какой-нибудь махалли. Соседское сообщество, имамы мечетей, старейшины-аксакалы – это все факторы, которые заставляют молодых мусульман быть в форме (религиозной, душевной, моральной), ощущать поддержку братьев по вере, перенимать ценнейший опыт у старших. Важность нахождения среди единоверцев для мусульманина очень большая, поэтому ценность махалли/общины нужно в полной мере осознавать.
Однако, многие мусульмане, которые приезжают в страны Запада оказываются свободными от контролирующей роли общины. А, как известно, опускаться человеку проще, чем расти морально и духовно, и поэтому многие мусульмане, к большому сожалению, оказавшись на чужбине, очень быстро забывают религию (или просто пренебрегают ее нормами) и становятся морально распущенными. Среди эмигрантов из мусульманских стран, к сожалению, появляется немало преступников и людей с сомнительным моральным обликом. Конечно, они не большинство, однако из-за них порой складывается негативное впечатление о мусульманах в целом. Это только питает страхи многих европейцев и жителей других частей света относительно мусульман и ислама.
Конечно, мусульмане на Западе это сообщество не гомогенное. Главная особенность ее заключается в некотором конфликте поколений, который мы сегодня наблюдаем. Исследователи выделяют три поколения эмигрантов из мусульманских стран в европейских государствах. Первое поколение, которое приезжало в 1960-е годы, было довольно уже самим фактом того, что их пустили на Запад, к тем социальным и экономическим возможностям, которых не было у них на родине и поэтому они были настроены на интеграцию и восприятие ценностей западного общества.
Ради того, чтобы остаться в европейских странах они были готовы выполнять непрестижную, не требующую высокой квалификации работу. Однако, их дети, это второе поколение, эмигрантов, которое столкнулось с трудностями, поскольку понимали всю ограниченность своих возможностей в западном обществе, были настроены более скептически относительно необходимости полной культурной интеграции и ассимиляции. И уже сейчас, мы наблюдаем третье поколение (им сейчас от 16 до 25 лет) мусульманских эмигрантов, которые заявили свое решительное нет процессу ассимиляции и обратились к традициям своих народов и самое главное к исламу.
И вот сейчас мы наблюдаем очень сложный и опасный период, потому что важно, чтобы это желание и стремление молодежи обратиться к исламу приняло созидательные формы, а не политизированный радикализм. На самом деле, здесь два пути: либо молодежь радикализуется и будет отторгнута остальными обществом, а это соответственно приведет к тому, что за исламом и мусульманами на очень долгие годы будет закреплен негативный имидж, который приведет к большому конфликту цивилизаций, либо же молодежь сможет свое стремление к исламу направить в созидательное русло, когда практикующие мусульмане станут полноценной частью обществ, в которых они живут.
При втором варианте, мусульмане с одной стороны будут укреплять свои община/махалли, активно развивая социально-благотворительную работу, а с другой стороны мусульмане будут добиваться карьерных успехов, принося пользу государством и обществом, в котором они живут, оставаясь практикующими мусульманами. В таком случае, имидж ислама будет положительным, конфликта цивилизаций (а значит и кровопролития) не будет. Мусульмане на Западе, таким образом, могут стать той «мягкой силой», которые смогут добиться лоббирования интересов мусульман со всего мира в Европе и Северной Америке.
Сегодня в Европе активно строятся мечети, мусульманские молельные дома и культурные центры. В Лондоне около 100 мечетей и мусульманских молельных домов, в Берлине порядка 40 мечетей (а по всей Германии их уже больше двухсот), в Амстердаме тоже около 40 мечетей и мусульманских домов. Особенностью Европы является то, что культурные центры разных традиционных мусульманских народов, как правило, сразу становятся мечетями.
Совершенно зря некоторые граждане в Европе протестуют против строительства мечетей с минаретами и прочей мусульманской символикой, ведь добиваясь, чтобы мусульмане прятали свою символику, они фактически загоняют мусульман в подполье и таким образом их радикализуют. Ведь в новых мечетях с красивыми минаретами и сводами, арабской вязью и прочими орнаментами жизнь мусульман становится видимой для общество и становится, таким образом гораздо более открытой и понятной. Этому не надо противиться, а наоборот необходимо всецело поддерживать. Строительство мечетей позволяет окружающим людям больше узнать и понять об исламе и мусульманах.
Конечно, можно стилистически адаптировать мечети к архитектурным традициям Западной и Центральной Европы (с сохранением минаретов и арабской каллиграфии). И сейчас это уже происходит. Появляется даже новый центрально-европейский архитектурный стиль у новых мечетей. Это, в общем, нормально. Ведь архитектура мечетей всегда адаптировалась под стиль региона, в котором она находилось. Это мы видим на примере мечетей Китая, Африки, Индии, и даже нашей Казани (вспомним барочные элементы у мечети Марджани).
Помимо адаптации под архитектурный стиль в работе мечетей важна другая составляющая – максимальная открытость. Мечети и их общины должны часто проводить дни открытых дверей, публичные лекции, которые рассказывают об исламе, культурные мероприятия, молодежные клубы межрелигиозного общения, должна проводиться последовательная благотворительная работа. И надо сказать, очень радует, что на фоне тенденций к радикализации некоторой части европейских молодых мусульман, созидательная тенденция сейчас берет вверх.
Современные мусульманские общины в Европе, из-за того, что находятся в иноэтничном и инокультурном окружении, проявляют сегодня чудеса открытости и стараются стать полноценной частью общества, которое их приняло. Особое значение, что сами западные государства, пытаясь найти общие точки соприкосновения со своими мусульманами, в качестве партнера для диалога и сотрудничества выбирают именно мусульманские общины. Таким образом, сама логика истории подводит к тому, что общины снова начинают играть ключевую роль в жизни даже тех мусульман, которые покинули свою историческую родину.
Илдар Баязитов