В середине февраля мусульманское сообщество России узнала о новых структурных изменениях среди духовенства страны. На состоявшемся 11 февраля президиуме Духовного управления мусульман Европейской части России принято решение о создании представительств организации в четырех федеральных округах - ПФО, СЗФО, ЦФО и ЮФО.
Реакцией многих узнавших эту новостей сводилось к фразе: "А это еще зачем?". И, действительно: Зачем?
Тем более даже с юридической стороны создание таких представительств выглядит неоднозначным. Как сообщал ИА «Info-Ислам» Министерство юстиции РФ вынесло предупреждение Духовному управлению мусульман европейской части России в связи с созданием структурных подразделений ДУМЕР в Приволжском, Северо-Западном, Центральном и Южном федеральных округах.
В ДУМЕР входит всего лишь порядка 300 приходов. Для сравнения в одном ДУМРТ их больше 1200-х. Неужели невозможно было эффективно управлять имеющимся хозяйством из одного центра в Москве? Тем более, что мечети входящие в эту организацию в массе своей находятся в близлежащих к столице регионах: Нижнем Новгороде, Твери, Вологде, Костроме, Курске, Владимире, Иваново, Туле, Смоленске, Сочи, Пензе, Ярославле др.
Причина усложнения структуры ДУМЕР связано, скорее всего, не с попыткой повысить эффективность управления, а определяется стремлением укрепить позиции нового поколения мусульманских функционеров. Дамир Мухетдинов ставший представителем по поволжским мечетям ДУМЕР, Арслан Садриев возглавивший представительство в Центральном федеральном округе, Ильдар Малахов получивший должность полпреда на Северо-Западе, а также Марат Алимов, который будет ответственным за Южный федеральный округ, вместе с должностями представителей автоматически получают статус заместителей председателя ДУМЕР.
Каждый из представленных фигур являются одними из наиболее активных членов современного мусульманского духовенства. Дамир Мухетдинов является заместителем председателя ДУМ Нижегородской области, ректором Исламского института им. Х. Фаизханова, кроме того, он фактически руководит издательским домом "Медина" и информационным порталом IslamRF. Ильдар Малахов возглавляет Медресе им. М. Султановой в Уфе, а также является членом Членом Президиума ДУМ РБ.
Арслан Садриев до назначения руководил отделом по работе с местными религиозными организациями ДУМЕР, а Марат Салимов являлся его заместителем.
Предположить, что деятельность каждого из представленных персон будет иметь большое значение для регионов, где они назначены полпредами сложно. Возможно на фоне объединительных инициатив, которыми живет российская умма последние месяцы, возникла необходимость в выдвижении нового поколения мусульманских лидеров?
Тем более, что Равилю Гайнутдину, являющемуся на данный момент наиболее реальной кандидатурой на позицию лидера объединения, необходимо формировать новую команду, которая, во-первых, имела бы меньшее отношение к периоду раскола духовенства, а во-вторых, была бы менее одиозна нежели некоторые из нынешних заместителей Гайнутдина. Речь в частности идет о Нафигулле Аширове и Мукаддасе Бибарсове лидерах, безусловно, выдающихся, однако своими высказываниями и поступками не раз ставивших Гайнутдина в неловкое положение перед федеральной властью. В свете ближайших перспектив по созданию единой мусульманской структуры в стране, Гайнутдину стратегически необходимо заниматься обновлением элиты исламского духовенства. Поскольку очевидно, что пока на ведущих ролях остается то поколение, которое участвовало в "расколе" 1990-х годов, объединительный процесс, который постепенно принимает необратимый характер трудно осуществим. Старая же гвардия хоть и проверенна временем и имеет большой вес, к новым переменам, по всей видимости, еще не очень готова.
Амир ШАРАФИЕВ