Бенилюксом называют три страны Западной Европы: Бельгия, Нидерланды и Люксембург (от сокращения названия этих стран и произошло название региона), которые известны одной из самых либеральных политических систем в мире.
В данной части речь пойдет в основном о двух из них – Бельгии и Нидерландах, поскольку Люксембург это очень маленькая страна-карлик с небольшим числом мусульман.
В процентном отношении мусульманская община Нидерландов и Бельгии является одной из самых крупных в странах Европейского Союза. Крупнее только исламская община во Франции.
Основная масса мусульман стран Бенилюкса это эмигранты из Турции и Марокко. Есть также мусульмане из Суринама, Индонезии, Алжира, Египта, а также растет количество новообращенных из числа местного населения.
В Брюсселе, которая является столицей Европейского Союза, живет уже 300 тысяч мусульман. По разным данным к 2014 году процент мусульман в Брюсселе достиг 26 процентов, в столице Нидерландов Амстердаме 24 процентов, во втором по величине городе Голландии Роттердаме – 24 процентов, также много мусульман во втором по значимости городе Бельгии Антверпене – до 17 процентов.
Либеральная система этих стран позволила достаточно легко приехавшим туда мусульманам занять свое место в обществе и получить необходимые права. Сегодня только в одном Амстердаме насчитывается несколько десятков мечетей и мусульманских молитвенных домов.
Первая волна мигрантов из мусульманских стран в Нидерланды случилась в 1960-е годы, тогда это были в основном мигранты из Марокко и Турции. В 1970-е годы последовала миграция из Суринама, это бывшая колония Голландии. Из-за того, что население Суринама знало нидерландский язык, а соответственно нидерландскую культуру, они сразу ориентировались на то, чтобы остаться в этой западноевропейской стране навсегда. Мигранты из Турции и Марокко же в первое время воспринимали свое пребывание в Голландии как временное. Однако в конечном итоге большинство приехавших оставались в этой стране и в последствии получали гражданством. Несмотря на то, что в последние годы из-за экономического и политического подъема в Турции среди ее диаспоры в Голландии появились настроения к отъезду на историческую Родину, турецкая диаспора по-прежнему остается, наряду с марокканской, самой крупной и организованной диаспорой Нидерландов. Из 400 мечетей в Голландии турки контролируют 200 мечетей, примерно 120 мечетей принадлежит марокканской общине, остальные 80 мечетей контролируются выходцами из Суринама и другими мусульманскими диаспорами.
Мультикультуралистская политика, которой придерживается правительство Нидерландов, способствовало к тому, чтобы в стране появилось множество мусульманских организаций, в том числе различных союзов и ассоциаций, которые объединяют разные мусульманские общины. В частности, в 1990-е годы при участии правительства страны был создан Исламский совет страны, в котором принимают участие турецкий Диянат, Союз марокканских мусульманских организаций и Всемирная исламская миссия Нидерландов, в которой состоят в основном суринамские общины. Также был создан Мусульманский совет, который объединял другие мусульманские этнические группы, чуть позже в 2000-е годы появилось еще две организации: Совет мечетей Нидерландов и Нидерландский исламский совет. Государство признаёт все эти четыре исламские организации и активно с ним взаимодействует. Такая политика привела к тому, что в стране множество различных мусульманских течений, которые имеют такие же равные права, как и другие общества, организации и объединения, что приводит к балансу сил в мусульманском сообществе и достаточно безконфликтному и, самое главное, активному развитию исламской общины в этой стране.
Турецкая исламская община, в основном поддерживается министерством исламских дел Турции (Диянатом), которые назначают имамов и платят им зарплату, а также движением «Милли герюш» («Национальный взгляд»), которая является одной из самых богатых мусульманских общин в Европе.
Союз марокканских мусульманских организаций, также поддерживает тесные связи с правительством Марокко. Очень большое организационное единство показывает и суринамская община.
Конечно, мусульмане, как Нидерландов, так и Бельгии, имеют определенные проблемы. Поскольку в стране не было своей системы мусульманского образования, имамов и других работников мечетей им приходится приглашать со своей исторической родины (либо Турции, либо Марокко). Однако, из-за того, что приезжие имамы, как правило, не владеют нидерландским или французским языками, и не очень понимают европейскую специфику, они не всегда бывают популярными среди молодых мусульман Европы.
Сейчас для этих стран актуально создание своей системы мусульманского образования, которая бы учитывала специфику региона проживания. В этом отношении ситуация в этих странах напоминает российскую. Из-за того, что своя система мусульманского образования в Бенилюксе не породила новых актуальных имамов, на молодежь начинают влиять некоторые радикально настроенные проповедники. В начале 2014 года в Бельгии даже разразился скандал, когда выяснилось, что несколько десятков молодых бельгийских мусульман участвуют в боевых действиях на территории Сирии.
Конечно, в СМИ и на различных общественных площадках происходят многочисленные дебаты, связанные с ролью мусульман и миграции в странах Бенилюкса. Свое недовольство высказывают как некоторые местные организации, так и мусульмане. Как известно, например, в Голландии разрешена продажа в специализированных магазинах легких наркотиков (марихуаны) и легализована проституции. Многие мусульманские организации выступают против этих допущений и требуют их отмены. А некоторые организации, например, Европейская арабская лига, представительство которой есть в Голландии, порой выступают и с более резкими высказываниями относительно либеральных законов этой страны.
При всем при этом ни одна из мусульманских организаций в этих странах не была запрещена, а как итог этого – конфликтный накал остается на низком уровне и мусульмане этой страны оказываются лояльны государству, в котором они живут.
Голландские националисты-популисты, которые выступают против мусульман, не смогли переломить толерантной традиции восприятия мусульман большинством нидерландского населения, также как и радикальные исламские проповедники остаются маргинальными, без перспектив переманить на свою сторону значительную часть мусульман региона. Например, недавно в бельгийском Льеже местные националисты хотели спровоцировать скандал в связи со строительством новой мечети на 1 тысячу человек, попытавшись организовать митинг протеста. Однако, власти Льежа не дали разрешения на этот митинг, а большинство населения не поддержало националистов.
Тот баланс взаимоотношений, который сложился между мусульманами и коренными голландцами и бельгийцами позволяет избегать конфликтов, что в свою очередь укрепляет общество и идет на пользу государству.
Поскольку религиозность среди местного населения падает, ислам, безусловно, становится самой активно развивающейся конфессией этого региона. Как пишут некоторые СМИ, в скором времени Протестантская церковь Нидерландов планирует закрыть 800 из 2 тыс. своих храмов, поскольку снижается число верующих, которые их посещают, и они оказываются просто невостребованны. И уже сегодня в Амстердаме и Роттердаме можно встретить бывшие здания церквей, которые перестроены в мечети и заполнены мусульманами.
Сегодня в большинстве городов Бенилюкса очень много халяльных кафе, практически в любом супермаркете можно найти халяльную мясную продукцию, также в продаже много мусульманской литературы и исламской атрибутики.
Можно сказать, что сегодня в этих европейских странах созданы такие условия, которые позволяют мусульманам активно развивать свои общины и популяризировать ислам в этой части света. И только от самих мусульман Бельгии, Нидерландов и Люксембурга зависит насколько успешно этот процесс будет происходить.
Илдар Баязитов