21-го февраля в стенах ДУМ РТ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Мусульманская молодежь и армия». Здесь обсуждались вопросы, как в условиях армейской службы выполнять требования ислама.
Предыстория этого события такова. Как известно, с 1 января 2008 года вступил в силу Указ Президента №138, согласно которому священнослужители лишаются права на отсрочку от службы в армии. В связи с этим руководство Духовного управления мусульман РТ, обеспокоенное сложившейся ситуацией, направило Первому заместителю Премьер-министра Татарстана Равилю Муратову письмо, которое в свою очередь было перенаправлено военному комиссару республики генерал-майору Сергею Погодину. В письме рассматривался вопрос о создании условий для отправления обязательного религиозного минимума для призывников-мусульман: исполнение пятикратной молитвы и исключение из рациона питания свинины. Также рассматривался вариант заключения специальных договоров с воинскими частями, оговаривающие возможность выполнения данных требований. Это «способствовало бы, на наш взгляд, уменьшению имеющегося у молодёжи предубеждения и опасения от призыва на воинскую службу» - говорится в письме. Военный комиссариат республики Татарстан направил ответное письмо, в котором сообщал о таких позитивных изменениях и реформах в рядах армии, как предоставление военнослужащим права на исполнение религиозных обрядов, открытие в воинских частях мечетей, часовен и молельных комнат, исключение из рациона питания свинины.
Однако выполняются ли в действительности эти требования? Чтобы ответить на эти и другие вопросы 21-го февраля в конференц-зале ДУМ РТ студенты мусульманских и светских учебных заведений Казани встретились с представителем Военного комиссариата на совместном заседании круглого стола, организованного по инициативе Духовного управления. Заседание приветственным словом открыл Первый заместитель муфтия республики Татарстан Валиулла хазрат Якупов. Своё выступление он начал с того, что татары всегда входили в состав вооруженных сил Российского государства. Более того, в России вплоть до революции существовал институт мусульманского военного духовенства. Оно состояло из особых имамов, которые осуществляли свою службу в казармах и гарнизонных помещениях. Поэтому, опираясь на этот исторический опыт, Валиулла хазрат напомнил всем о том, что Ислам в этой связи не выступает против службы в армии. Говоря о сегодняшних днях, он отметил тенденцию увеличения количества верующих людей среди населения в целом, и среди молодёжи призывного возраста в частности. «Мне приходилось бывать в воинских частях, где я встречался с солдатами-мусульманами. В беседе со мной они говорили, что читают пятикратный намаз, и руководство не чинит им в этом никаких препятствий». Что касается современного воинского духовенства, то, как сказал хазрат, на сегодняшний день в большинстве подразделений работают пока что только православные священнослужители. «Мы как мусульмане, конечно же, против огосударствления института воинского духовенства, но в то же время выступаем сторонниками того, чтобы наша призывная молодежь, находящаяся в вынужденной изоляции, могла использовать службу и для духовного роста. Необходимо, чтобы находящиеся там наши единоверцы могли повышать уровень знаний о религии, а практикующие мусульмане имели возможность беспрепятственно совершать и молитву, и получать соответствующее питание» - сказал в завершении выступления Валиулла хазрат.
Булат Гимадеев, начальник отдела по отбору граждан на военную службу Военного комиссариата РТ, отвечая на вопрос студентов: «А какие условия создаются в армии для мусульман?», сказал следующее:
«Сейчас в Вооруженных силах идут большие преобразования, направленные на удовлетворение у верующих солдат потребностей в исполнении религиозных обрядов. Во многих частях открываются мечети, церкви и молельные комнаты. Эта тенденция берёт своё начало ещё с середины 90-х годов, когда я сам ещё служил в армии. Тогда офицерам давали указания не препятствовать верующим солдатам в совершении ими обрядов поклонения. На сегодняшний день для призывников созданы достаточные условия для чтения намаза и соответствующего питания. Например, утренний намаз солдат может исполнить до общего подъема, полуденный намаз – перед обедом, когда каждому солдату предоставляется свободное время, оставшиеся три намаза – во время самостоятельной подготовки. Что касается питания, то меню воинских частей предусматривает приготовление два первых и два вторых блюда из различных продуктов, что позволяет исключить свинину. К тому же рацион питания в воинских частях значительно улучшился. Сейчас солдатам предлагают говядину, рыбу, сыр, кофе, яйца и т. д. Кроме того, призывник, имеющий высшее образование может заключить договор на контрактную службу сроком на 3 года. В таком случае он имеет возможность сам выбрать место службы и у него будет больше свободного времени для поклонения».
Один из студентов задал такой вопрос:
– Сейчас во многом из-за средств массовой информации в обществе искусственно создан отрицательный образ мусульманина. Конечно же, этот стереотип действуют и в армии, из-за чего возникает непонимание между солдатами. Как быть в такой ситуации?
Тимур хазрат Ибрагимов, сотрудник отдела по связям с силовыми структурами ДУМ РТ, ответил, что во многом решение данного вопроса зависит от офицеров и самого коллектива. Вспоминая годы своего обучения в летном училище (Тимур хазрат в прошлом – летчик в звании подполковника), сказал, что неуставных отношений у них в коллективе не было благодаря строгой дисциплине.
- А вот, к примеру, я после окончания университета, будучи уже практикующим мусульманином сознательно пошёл в армию. Служил в Нижегородской области в полку, где большинство офицеров прошли чеченскую войну. Естественно они воспринимали меня, мягко говоря, неадекватно. На каждом построении они поносили мою религию, мать, отца, пророка и т.д. Во время намаза вытаскивали за шкирку. Это продолжалось около полугода. Даже на Ураза- и Курбан-байрамы мне не разрешили сходить на праздничную молитву.
Подполковник Булат Гимадеев явно смущённый подобным солдатским откровением, сказал, что во время его собственной службы подобных прецедентов не было. Он также служил в полку, прошедшем чеченскую кампанию. Он был единственным татарином, что не создавало для него никаких проблем. А начальство свободно отпускало его на праздники, к примеру, на Сабантуй. «Все дело в самом коллективе» - пояснил Булат Гимадеев.
В процессе обсуждения студенты предлагали различные варианты того, как сделать армию более безопасной и надёжной для мусульман. Среди них – информирование будущих офицеров об Исламе и мусульманах, издание справочника солдата-мусульманина и т.д. Кто-то предложил идею создать мусульманские полки по примеру существующих православных полков, где служили бы только одни мусульмане. Однако и военные и духовенство отвергли это предложение.
«Мусульмане никогда не жили в резервации, – говорит Валиулла хазрат. – Нам бояться нечего. Мы спокойно общаемся со всеми. Мы не решим эту проблему путём изоляцией. Проблема в нас самих: как мы позиционируем свою веру? Если мы, татары, дадим понять людям, что в намазе и посте нет ничего страшного, то и отношение к нам изменится. Если мы татары всегда и непременно будем читать намаз, то все привыкнут к этому, и никто не будет воспринимать это как странность. На мой взгляд, как в обществе признали за женщинами право фотографироваться на паспорт в хиджабах, так и в армии будут считаться с правами мусульман на соблюдение канонов ислама».
Идею отправлять в части группы мусульман из 10-15 человек и Валиулла хазрат и Булат Гимадеев поддержали сразу же, сказав, что эту часть можно будет сделать подшефной, так как республика сейчас шефствует над воинскими частями.
Что ж, будем надеяться, что всё сказанное за круглым столом будет принято во внимание и претворено в жизнь. Принесёт ли это пользу? Покажет время. Нам остаётся лишь ждать и надеяться, что армейские будни наших единоверцев станут хоть немножко, но светлее и краше.
Айдар Ахмадиев