14 октября 2009 года столицу Татарстана посетила Государственный секретарь США Хиллари Клинтон. Приехала она в Казань с целью ознакомления с политикой республиканских властей в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Американский госсекретарь побывала в мечети Кул Шариф и Благовещенском соборе, встретилась с представителями общественных объединений и религиозных конфессий.
Во время общения с Минтимером Шаймиевым, Хиллари Клинтон выразила восхищение политикой проводимой татарстанским лидером. По ее мнению, Татарстан является примером межнационального согласия и толерантности. Американский Госсекретарь даже сказала, что хотела бы советоваться с Шаймиевым при решении сложных межнациональных конфликтов.
Стоит ли говорить, что такие похвалы со стороны одного из лидеров (по последним данным Клинтон опережает Барака Обаму по популярности среди американцев) наиболее влиятельной в мире страны дорогого стоят.
Действительно, за те почти 20 лет, которые Минтимер Шаймиев руководит Республикой, он многое сделал для укрепления благоприятного межнационального и межконфессионального фона в Татарстане.
Именно при Шаймиеве мы наблюдаем настоящее мусульманское возрождение. Безусловно, после краха 70-летней идеологии государственного атеизма, этот процесс стал бы неизбежным. Но какую форму он бы принял? Радикальную, как это произошло на Северном Кавказе или вялотекущюю как в соседней Башкирии, в столице которой (миллионной Уфе) до сих пор функционирует только 7 мечетей (для сравнения в Казани их более 50-ти)? Татарстан пошел своим путем: активно развивая мусульманскую инфраструктуру (открывая мечети, образовательные учреждения, газеты, мусульманские магазины и т.д.), создавая условия для развития ислама в Республике, проводится большая профилактическая работа по предотвращению проявлений экстремизма и проникновения радикальных отклонений.
Часто говорят о центристских взглядах Шаймиева, об этом 14 октября упомянула и американская гостья, отметив, что полностью разделяет подобную позицию Президента Татарстана.
На этом необходимо остановиться подробнее. Центризм идеально подходит для Татарстана в силу исторических (на стыке эпох), культурных (синтез разных народов и религий) и если позволите географических условий (мы находимся в центре Евразии). Есть все основания считать, что именно центристская позиция позволила Шаймиеву добиться стабильности и равного баланса сил в Татарстане.
Создавая условия для возрождения всех традиционных конфессий, Шаймиев достаточно много сделал для развития Ислама в регионе. Именно по его Указу была построена мечеть Кул Шариф, ставшая символом мусульманского возрождения в современном Татарстане, с его подачи создавался Российский Исламский Университет.
Минтимер Шаймиев пользуется большим уважением в мусульманском мире: в 2007 году он стал первым российским лауреатом Международной премии имени Короля Фейсала, которую ему вручили в столице Саудовской Аравии – Эр-Рияде. Шаймиев регулярно посещает мусульманские страны, встречаясь с первыми лицами этих государств. Укрепляя имидж Татарстана и России в исламском мире.
Его большой заслугой стало создание единого Духовного управления мусульман Республики Татарстан, работу, над становлением которой проводил нынешний муфтий Гусман хазрат Исхаков. Не допустив раскола среди мусульманского духовенства единый муфтият стал центром по работе над возрождением роли духовно-нравственных ценностей в нашем обществе. Неудивительно, что реализацию идеи объединенного ДУМа на практике осуществлял муфтий Исхаков, который также выделяется своими центристскими взглядами.
Сейчас столица Татарстана место проведения различных крупных мусульманских мероприятий федерального и международного значения, Казань даже стали называть мусульманской столицей России. Видимо, эти факторы стали причиной пристального внимания к республике со стороны первых лиц ведущих стран мира. Летом Барак Обама выступая в Москве упомянул о Казани, намекнув, тем самым на свой интерес к этому региону.
Что неудивительно, сложно найти подобное место на планете, где мусульмане и христиане в течение долгого времени живут в мире и без жесткой конфликтности. Важно отметить, что в республике созданы условия, при которых мусульмане имеют возможность выступать с личными инициативами и реализовывать их на практике. Например, прошедший в этом году международный Саммит исламского банкинга и финансов, был организован не официальными структурами, а группой мусульман, которым в итоге удалось заручиться поддержкой правительства Татарстана.
За почти 20 лет в Республике построено больше 1000 мечетей, открываются мусульманские учебные заведения и развивается мусульманская инфраструктура. Эти достижения можно рассматривать как серьезную платформу для дальнейшего роста мусульманской уммы Татарстана. Мы надеемся, что начатая лидерами работа будет доведена до логического завершения.
Данис ГАРАЕВ