Многие считают Трампа популистом, который, ради победы на выборах, был готов говорить шокирующие вещи. Многие уверены, что Трамп – бизнесмен и прагматик который не будет выходить за рамки разумного. К сожалению, когда кандидат в президенты одной из самых влиятельных стран мира выигрывает за счет исламофобиии ксенофобии рамки разумного сильно сдвигаются и что еще вчера являлось недопустимым в обществе сегодня становится нормой.
Дональд Трамп является, пожалуй, самым противоречивым будущим Американским президентом со времен Ричарда Никсона. Одним из краеугольных камней его предвыборной платформы была идея защиты Америки от «чужеродных» элементов. Именно из-за этих элементов, согласно Трампу, Америка утратила свой статус сверхдержавы в мире и политическую и экономическую стабильность внутри страны. Кто же эти элементы? Это прежде всего иммигранты из мусульманских стран и стран Южной Америки.
Читайте также:
Согласно Трампу, мусульмане привозят свои радикальные взгляды в Америку, тогда как латиноамериканцы отбирают рабочие места. И те, и другие пользуются социальными льготами, которые ложатся на плечи местных налогоплательщиков, и подрывают страну изнутри.
Подобная предвыборная риторика очень популярна и эффективна среди тех слоев населения, на которые Трамп рассчитывал с самого начала. Это белокожие малообразованные американцы из консервативных аграрных штатов («Библейский пояс») и штатов с когда-то процветающей, но на сегодняшний день устаревшей промышленностью («Ржавый пояс»). Для жителей этих штатов, подобная риторика позволяет очень быстро найти козла отпущения за все свои невзгоды, не вдаваясь в истинные причины упадка.
Еще год назад во время своей предвыборной гонки Трамп открыто заявлял о том, что мусульманам надо закрыть въезд в страну до тех пор пока не будет создана эффективная программа по выявлению опасных мусульман. Частью этой программы он предлагал создание базы данных, в которую будут заноситься и отслеживаться уже живущие в стране мусульмане. Когда репортеры попытались спросить у Трампа, не похоже ли это на нацистские попытки избавиться от евреев, его ответ был: «Я не знаю. Вы мне скажите». Для Америки, которая стремится быть самой полит. корректной страной, такой ответ фактически звучал как: «Да, ну и что?»
Важно подчеркнуть, что дело не в политической корректности, а в том, что риторика Трампа в отношении мусульман является чистой воды расизмом, ксенофобией и исламофобией по определению. Призывы к чистке страны от таких нежелательных элементов как мусульмане и другие не белокожие/не христиане, чреваты тем, что они сеют зерна ненависти на хорошо удобренную почву. Это игра с огнем. Америке не надо далеко ходить за примером – несмотря на Американское движение за равноправие между белыми и черными (и те и другие, кстати, являются в большинстве своем христианами), расизм в этой стране продолжает существовать, обретая новые формы. Сегодня мусульмане стали тем элементом общества, который легко обвинить в проблемах.
Многие считают Трампа популистом, который, ради победы на выборах, был готов говорить шокирующие вещи, которые политики Американского истеблишмента (правящей элиты) не могли произнести вслух. Многие верят, что отслеживание мусульман и запрет на их иммиграцию – это предвыборный стеб, за которым не последует конкретных действий. Многие уверены, что Трамп – бизнесмен и прагматик который не будет выходить за рамки разумного. К сожалению, когда кандидат в президенты одной из самых влиятельных стран мира выигрывает за счет исламофобиии ксенофобии рамки разумного сильно сдвигаются и что еще вчера являлось недопустимым в обществе сегодня становится нормой. Так что мусульман в Америке ждут трудные времена.
Лилия Каримова – доктор философии, исследовательница. Родом из Зеленодольска, республика Татарстан, Россия. В 2000 году с отличием закончила Казанский Государственный университет, факультет романо-германской филологии. В 2006 году получила диплом магистра Питтсбуржского университета (штат Канзас), а в 2013 – степень доктора философских наук (Ph.D.) Массачусетского университета города Амхерст по специальности межкультурная коммуникация.