Представьте себе такую картину: в России наконец-то один муфтий, в регионах работают имам-мухтасибы, например имам-мухтасиб Саратовской области, а все ключевые вопросы решает Совет мусульманских ученых страны. В новейшей истории российского Ислама царит полный порядок, все, до исключения имамы, подчинены строгой иерархии.
Как вы думаете, возможно, ли такое на просторах нашей необъятной родины? Вопрос риторический…
События, которые произошли в Пензенской области касательно выборов муфтия, по большому счету, мусульман других регионов мало тревожат. Мы думаем, что это не связано с нами никак, поэтому и не стоит обращать внимание на это. Ну, подумаешь, как всегда спорят между собой две основные структуры мусульман: СМР и ЦДУМ, это происходит повсеместно, хотя казалось, что уже все российские регионы поделены на сферу влияния. Конечно, в последнее время мы увидели еще одного серьезного игрока в силу тесной поддержки его государством – это РАИС, но он исходя из менталитета, которого придерживаются входящие в его состав муфтии, больше схож с ЦДУМом. Но все-таки нам стоит задуматься над тем, почему татарская прослойка мусульманского духовенства никак не стремиться объединяться.
Конечно, события с выборами муфтия Пензенской области, показательный пример, вмешательства двух конкурирующих структур, но, на мой взгляд, у мусульман этого региона была реальная возможность объединиться под единым флагом и выбрать одного муфтия. Того, кто может реально работать с государственными структурами, так как это немаловажный факт в развитии исламской региональной уммы в целом. Все прекрасно понимают, что произошедшее в Пензенской области, не красит ни Ислам, ни мусульман. Понятно, что религия отделена от государства, но порой мусульмане доходят до такой кондиции неприязни друг к другу, что уже руководителям регионов приходится вмешиваться в эти процессы и вставать на ту или иную сторону. Просто сегодня клерикальная прослойка мусульман России не оставляет другого выбора. До каких пор власть будет терпеть такую ситуацию остается открытым.
Сегодня реалии таковы, что обычные мусульмане сбились со счету, сколько сегодня муфтиятов в стране. Не кажется ли это странным? Скоро их станет больше чем самих регионов на карте России. Если в национальных республиках региональная власть следит за тем, чтобы было единое Духовное управление с одним муфтием, то губернаторы в других регионах, зная о противоречиях между мусульманами, стараются не лезть в их дела, дабы не обидеть ни тех, ни других. Так как все равно за тем или иным муфтием обязательно стоит поддержка местной или федеральной мусульманской элиты, возможно, что и бизнесменов.
Мир российского ислама, по воле Всевышнего, устроен так, что в нем исторически мусульманизировано два крупных региона: волго-уральский и кавказский. С притоком мигрантов из Центрально-Азиатских республик бывшего Советского союза мусульманское население активно начало прибавляться в центральных областях, а также в Сибири. Но тон в российских регионах, исключая Кавказ, задает именно татарская прослойка населения. Форум религиозных деятелей, который два года подряд проходил в Казани, показал, насколько сильно татарские муллы противоречивы в своих взглядах и разрознены. Вообще, о единстве мусульман может быть только речь, но никоим образом не дела, претворяющие в жизнь эту идею. Так как и татары по отношению друг к другу, и кавказцы не могут быть вместе, татары в силу своей натуры, кавказцы в силу разных национальных интересов и тейпов.
Султан Ахметов