Сегодня в России действуют несколько крупных мусульманских учебных заведений – исламских университетов. Может показаться, что благодаря их работе мусульманская молодежь наконец-то получила возможность брать классическое образование.
Но, по ряду причин, она не стремиться в наши исламские ВУЗы, а многие из них мечтают получить образование где-нибудь за границей.
Говорить о том, что в России поставлено исламское образование, еще рано. С этим соглашается ряд экспертов, опрошенных нашим информационным агентством. Конечно, мусульманские ВУЗы имеют определенную наработанную базу, программы обучения, но почему-то, у молодежи нет стремления учиться в наших ВУЗах. Главный парадокс современного мусульманского образования заключается в том, что люди, стремящиеся к знаниям, черпают их из интернета, или же проводниками к ним становятся люди, имеющие за плечами высшее образование какого-нибудь арабского ВУЗа. Надо признать, что построенная система мусульманского образования в России не может предложить альтернативу таким же ВУЗам за рубежом.
Стоит отметить, что на мусульманское образование в России тратятся огромные суммы денег, но почему-то, мы ничего не слышим о работе у нас в стране, к примеру, Московского исламского университета и Российского исламского университета в Уфе. У многих складывается впечатление, что некоторые ВУЗы вообще существуют для получения грантов, а результат для государства вообще не важен. Сколько времени прошло с того момента, когда были созданы наши исламские университеты? И кто из них может похвастаться грамотными выпускниками, которые были бы известны всей мусульманской общественности страны? Где ученые, которые бы писали научные труды и книги, чтобы затем, с трепетом и интересом, читала наша молодежь?
Проблема наших ВУЗов заключается в том, что не все из них дают академические знания. В большей мере, они готовят имамов, хотя в действительности, их должны готовить мусульманские медресе. Для работы имамом достаточно тех знаний, которые преподаются в медресе. Университеты же должны давать четкое академическое образование, растить интеллектуалов, вникающих в такие точные науки Ислама как, например, фикху-сира (понимание сиры), фикху-сунна (понимание изречений Пророка, мир ему и благословение Всевышнего) и вообще их выпускники должны становится знатоками исламских наук, чтобы потом смело, при необходимости, апеллировать аятами Священного Корана и словами Пророка. У нас же, в реалии, некоторые исламские университеты служат неким пунктом для повышения квалификации уже состоявшихся имамов. А им, как известно, академические знания не интересны, да и возраст у некоторых из них уже не тот, чтобы вникать глубоко в знания и грызть гранит исламских наук.
Султан Ахметов