Хотите кратчайшим путем придти к счастливой и долгой жизни, полной благ, и благородного потомства? Хотите, чтобы были прощены ваши грехи, и двери Рая отворились перед вами?
Эти вопросы звучат заманчиво, и каждому хочется узнать, что это за путь, такой короткий, и не такой уж и трудный, который приведет к нескончаемым благам. В Исламе этот путь именуется «Почтительным отношением к родителям».
В Исламе «Почтительное отношение к родителям» - это поведение и образ жизни, это наше с вами милосердное отношение к ним. В Коране очень часто повторяются заповеди и предписания проявления благочестия по отношению к родителям, а также предостережение и запрет на ослушание родителей и проявление неуважения по отношению к ним.
Например, вникните в смысл следующего аята: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (17:23,24).
Примечательно, что в Исламе хорошему отношению и почтительности к родителям отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему! Поэтому искренний и сознательный мусульманин, воспитанный на коранических принципах, почитает и любит своих родителей больше, чем кого бы то ни было.
Что касается изречений пророка, мир ему и благословение Всевышнего, то они подтверждают обязанность проявления благочестия по отношению к родителям и призывают к этому.
В двух сборниках достоверных хадисов сообщается, что Абу Хурайра, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, и спросил: “О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” – (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”». Этот хадис указывает на то, что благочестие по отношению к матери необходимо проявлять в три раза больше, чем по отношении к отцу, т.к. она испытывала трудности, невзгоды и усталость во время беременности, после чего ей предстояли схватки и роды, во время которых у нее появлялись мысли о смерти. О том, как это тяжело, знает только женщина, прошедшая через это. Это утверждает следующий аят: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (31:14).
Вот некоторые примеры проявления благочестия из жизни посланника Аллаха. Однажды, в год Худайбии, проходя мимо могилы своей матери Амины бинт Вахб у местечка аль-Абва, что между Меккой и Мединой, пророк Мухаммад, несмотря на то, что с ним были сподвижники, и тысячи людей, остановился и пошёл навестить могилу своей матери. У могилы он начал плакать так, что начали плакать находящиеся рядом с ним, затем сказал: «Я попросил разрешение у моего Господа просить за неё прощения, но мне было отказано, затем я попросил разрешения посещать её могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, так как это напоминает вам о загробной жизни». Приводится в сборнике имама Муслима.
Праведные предки этой общины также были самыми благочестивыми людьми по отношению к своим родителям. В качестве примера можно привести сподвижника пророка Мухаммада - Абу Хурайру. Когда он хотел выйти из дома, то остановился у дверей комнаты матери и говорил: «Мир тебе, моя мама, милость и благословение Аллаха!», она отвечала: «И тебе мир, милость и благословение Аллаха, о, сыночек!». Далее он говорил: «Да смилуется над тобой Аллах за то, что ты воспитала и вырастила меня, когда я был маленьким», а она отвечала ему: «Да смилуется над тобой Аллах за то, что ты слушался меня, когда вырос».
Вот какая история произошла с Абдуллой ибн Масудом. Однажды глубокой ночью его мать попросила у него воды, он встал и пошёл искать воду. Найдя воду, он вернулся домой, однако мать его уже спала, он стал у её головы в ожидании, когда она проснётся. Так он простоял до самого утра, боясь разбудить её, причинив тем самым ей неудобство, и не ушёл, боясь, что она встанет и станет просить воды.