Государственная дума в среду, 11 ноября, приняла во втором и сразу в третьем, заключительном, чтении законопроект о запрете признания экстремистскими материалов из священных текстов в Коране, Библии, Танахе и Ганджуре, сообщает ТАСС.
Как отметила глава комитета нижней палаты парламента по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, «инициатива президента по защите священных писаний и невозможности сопряжения с экстремизмом их текстов нашла глубокий отклик и понимание в той реальной действительности, в которой сегодня взаимодействуют наши народы, опираясь на традиции и веру, в соответствии с Конституцией РФ, законом о свободе совести».
5 ноября Сахалинский областной суд отменил решение Южно-Сахалинского суда, которым в августе книга «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе» была признана экстремистской. В частности, экстремистскими были названы цитаты из Корана — «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»). Кроме того, областной суд отказал в удовлетворении апелляционного представления прокуратуры Южно-Сахалинска, согласно которому экстремистскими признавались фрагменты книги.
14 октября президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, запрещающий признавать экстремистскими тексты священных книг. Эту защиту предлагалось распространить на Коран, Библию, Танах и Ганджур. В пояснительной записке к документу отмечалось, что статьей 28 Конституции России определено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Концепция законопроекта была согласована с представителями соответствующих централизованных религиозных организаций России.
Брошюра «Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в исламе» состоит из перевода выдержек — аятов Корана. Книга была опубликована еще в советский период известным в СССР востоковедом Игнатием Крачковским. Решение о признании книги «экстремистским материалом» было принято 12 августа этого года по иску прокурора Татьяны Билобровец. В частности, «экстремистскими» были названы цитаты и суры из Корана, такие как «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»).
Это решение суда было предано максимально широкой огласке после того, как попало в фокус внимания главы Чечни Рамзана Кадырова. Чеченский лидер назвал принимавших решение по книге «шайтанами и провокаторами» и призвал депутатов Госдумы законодательно запретить судебные решения, касающиеся текстов Священных Писаний. «Я твердо убежден в том, что Госдума должна принять закон, в соответствии с которым запрещается принимать в судебном порядке решения, касающиеся непосредственно текстов Корана и других Божественных Писаний», — написал он в своем инстаграме.
На слова Кадырова о «шайтанах и провокаторах» официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева заявила, что оскорблять судей и прокуроров в сфере их профессиональной деятельности недопустимо.
Несмотря на такую жесткую реакцию надзорного ведомства, глава Чечни на своей странице в «ВКонтакте» ответил, что не собирается отказываться от своих слов. «Вы хотите, чтобы ответ был непубличным? Нет, завтра утром об этом узнает весь мир. Совет представителя ГП решать только в «правовом поле правовые вопросы» очень странный, ибо решение суда о Коране является неправовым. Но я, как предусмотрено законом, подал апелляцию», — заявил Кадыров.
На сторону Кадырова в конфликте с Южно-Сахалинским судом встали религиозные деятели — причем как мусульмане, так и христиане. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов заявил, что муфтият намерен обжаловать решение суда. «Это наносит вред имиджу нашей страны, мы станем посмешищем. Надеюсь, здравый смысл возобладает, и решение будет отменено», — заявил Аширов в эфире радиостанции «Говорит Москва», добавив, что «светские люди без привлечения религиозных деятелей не должны выносить решения, особенно по сакральным текстам».
Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов также высказал свое возмущение. «Сложилась абсурдная ситуация: судья, которая говорит от лица государства… приняла решение, непосредственно нарушающее закон о защите чувств верующих и оскорбляющее миллионы мусульман страны», — сказал Крганов.
В свою очередь, представители РПЦ предложили не искать экстремизм в религиозных текстах.
Подготовил Тимур Шарафиев