Мэр Иерусалима Нир Баракат выступил с откровенно провокационной идеей поставить азан вне закона. По его мнению, мусульманский призыв на молитву так же как, например, автомобильная сигнализация и грохот стройки, нарушает так называемый «закон невыносимого шума»
При этом запрет на азан предлагается ввести в Восточном Иерусалиме, где расположен комплекс мусульманских святынь Аль-Харам Аш-Шариф Аль-Кудс (Благородное святилище) – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.
Известно, что Нир Баркат уже обратился к командующему полиции Иерусалима с просьбой найти «подходящее решение невыносимого шума, исходящего из местных мечетей». Глава Высшего совета мусульман Иерусалима Икрима Сабри осудил инициативу.
Читайте также: Израиль в ожидании перезагрузки
Шейх Икрима Сабри. Источник фотографии: dunyabulteni.net
Нир Баркат занимает кресло иерусалимского мэра с 2008 года. В 2013 году он вторично был избран на этот пост при активной поддержке левых активистов из партии «Авода», считающихся у нас едва ли не главными защитниками интересов палестинского народа в Израиле. В этом смысле вдвойне интересно, что годом ранее с похожей идеей выступил нынешний премьер страны Биньямин Нетаньяху, которого также отчего-то принято называть основным сторонником мира с палестинцами с израильской стороны.
По данным управления исламского наследия, в 2015 году израильские власти 600 раз запрещали звучать азану в мечети Ибрахима (мир ему) в Хевроне в нескольких сотнях метров от незаконного израильского поселения. Представитель управления вакуфов Исмаил Абу аль-Халава (Ismail Abu al-Halawah) сообщал прессе, что азан был запрещен четырежды по субботам: с рассветной молитвы (фаджр) до молитвы магриб, подчеркнув, что призыв к последней молитве не дозволялся вообще под предлогом раздражения набожных иудейских поселенцев.
По данным агентства WAFA, израильские власти поставили контрольно-пропускные пункты (КПП) у ворот мечети после того, как премьер Нетаньяху пригрозил запретить азан. Это было сделано для того, чтобы контролировать доступ в нее палестинцев, и тем самым помешать сотням мусульман регулярно возносить молитвы Всевышнему. Кроме того, сообщалось, что историческую мечеть сделали доступной исключительно для еврейских поселенцев, и то лишь в дни иудейских праздников. Хевронское управление вакуфов резонно посчитало тогда, что запрет на призыв к молитве был сделан специально, чтобы затянуть петлю на шее палестинских мусульман, а то и вовсе убрать их из города.
Нынешняя провокация, исходящая теперь от мэра Иерусалима – это явно политический шаг, сделанный после того, как ЮНЕСКО поддержала резолюцию по статусу Благородного святилища, неразрывно связав его с исламским миром. Напомню, что статус-кво мусульманских святынь в Восточном Иерусалиме означает в т. ч. запрет на вознесение иудейских молитвы на территории Аль-Харам Аш-Шариф Аль-Кудс, подтвержденного международной организацией, чего религиозные израильтяне ни принять, ни понять никогда не смогут.
Читайте также: В Юнеско признали Храмовую Гору мусульманской святыней
Совершенно понятно, что де-факто никакого запрета на азан в мечетях Восточного Иерусалима никогда не будет, в противном случае это вызовет обострение палестино-израильского конфликта, что ни Рамалле, ни Тель-Авиву сейчас абсолютно не нужно. С другой стороны, сугубо популистские заявления израильских политиков, касающиеся интересов палестинского народа в Израиле, в 99 случаях из 100 означают самую широкую поддержку на выборах, а голосование за нового мэра Иерусалима, напомню, должно пройти чуть больше чем через год.
Нир Баркат, одолевший в 2013 году своего соперника с минимальным перевесом, надеется на переизбрание в 2018-м, используя уже созданный им политический скандал, как своего рода таран против политических же оппонентов. Другое дело, что любые скандалы, тем более политические, имеют особенность угасать рано или поздно, а уступки в отношении палестинцев, на которые уже в ближайшее время должен пойти Биньямин Нетаньяху, о чем я писал ранее, рискуют списать все усилия Нира Бараката, как радетеля за тишину, на нет.
Айдар Салимзянов