Адвокат Мурад Мусаев, узнав о том, что абитуриентку МГИМО не пропустили в здание записаться на подготовительные курсы из-за хиджаба, обратился с открытым письмом к министру иностранных дел РФ с призывом «принять меры к немедленному прекращению дискриминация граждан России по признаку их отношения к религии»
На днях охранник на проходной МГИМО не пропустил девушку в хиджабе – она хотела записаться на подготовительные курсы для поступления в вуз. Свои действия он объяснил распоряжением руководства вуза, уточнив, что в религиозном головном уборе в МГИМО проходить нельзя: «У нас в вузе хиджабов нет»
Сестра абитуриентки написала об этом инциденте в социальной сети Facebook: «Моя сестренка – медалистка с красным дипломом – подала документы на поступление в МГИМО, пришла на курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Ее не пустили охранники, сказав, что есть распоряжение, что нельзя пройти в здание вуза в хиджабе, тем более – учиться».
Затем появился еще один пост, в котором она призвала мусульман не оставаться равнодушными к этой ситуации: «Я заканчивала свой вуз в хиджабе, и мы даже молились джамаатом (мусульманское сообщество – прим. ред.) на пролете лестницы, другие студенты очень уважительно относились к этому. Я даже не предполагала, какой беспредел творится сейчас. А, судя по комментариям, ситуация критическая».
Светское и религиозное: противостояние или мир
Конституция РФ предоставляет человеку волю верить или не верить, исповедовать те или иные вероучения, и руководствоваться ими в личной жизни. В этом есть основной закон жизни для человека – быть свободным в своем выборе. Что же получается на практике?
Посмотрим на систему образования. Светское и религиозное образование в России отделены друг от друга. В многоконфессиональном Татарстане одним из важнейших аспектов исламского возрождения 90-х гг. XX в. стало формирование и развитие системы религиозного образования. Первоочередной задачей стало развитие деятельности не просто отдельных институтов мусульманского образования, а целой системы учебных заведений, включающих в себя как дошкольное (мусульманские детские сады), школьное, средне-специальное и высшее образование. Религиозное образование не противоречит светскому, гармонично дополняясь классической программой в школах и вузах.
Что касается религиозного компонента в светских общеобразовательных школах – было принято решение ввести предмет «основы религиозных культур и светской этики». А вот «как» он преподается и «кем» – вопросы, на которые ответ вряд ли будет дан. Нет никакой статистики по ним. Можно лишь задаться еще вопросом: оправдано ли давать религиозные знания в непонятном виде, скорее всего, сильно усеченном, без учета возраста детей (курс преподается в 4-м классе общеобразовательной школы), их вероисповедания, индивидуальных особенностей личности, в конце концов. Безусловно, каждый наш соотечественник должен знать историю своей культуры, источником которой является религия, которую исповедовал наш род. Но качество знания этого определяет и отношение к религии, не говоря уже о большем.
А присутствует ли свободный выбор в ситуации, к примеру, с присягой новобранцев в России, когда при этом присутствует православный священник? Вот о какой связи этих двух явлений речь: в шеренге нередко можно увидеть далеко не православных даже по внешнему виду бойцов. А священник – православный. Неудивительно затем слышать вопросы представителей мусульманского духовенства: почему в таких случаях не допускают мулл и представителей других религий? Чем является такой заранее условный «выбор»: противоречием или соглашением между светским и религиозным?
Источник фотографии: picstopin.com
Дискриминация из-за религиозных убеждений или непрофессионализм?
Рассмотрим внимательнее ситуацию с попыткой дискриминации человека по религиозному признаку – этим и ничем иным и является случай в МГИМО, который замял проректор по правовым вопросам, сообщив родственникам девушки, что охрана неверно истолковала административный кодекс вуза и что «норма имеет силу для студентов, которые приходят в головных уборах, но из этого должно быть сделано исключения для людей, которые так поступают из-за религиозных убеждений».
Аналогичный случай произошел в колледже Министерства иностранных дел в конце июня 2016 года: «Неделю назад туда пришла поступать девочка София, пришла с мамой, носящей хиджаб. Председатель приемной комиссии колледжа презрительно осмотрела маму Софии и велела девочке искать другое место. На недоумение матери последовал такой ответ: «Да, мы предвзяты, да, нам не нужны здесь мусульмане! Вы, конечно, можете сдать документы, но ваша дочь не поступит, это я гарантирую».
Адвокат Мурад Мусаев, узнав об этом, обратился с открытым письмом к министру иностранных дел РФ с призывом «принять меры к немедленному прекращению дискриминация граждан России по признаку их отношения к религии», передает информационно-аналитический центр «Сова».
Предвзятость и непрофессионализм против Конституции РФ. Что делать? Ответ здесь очевиден – бороться за свое законное право носить хиджаб. Инцидент прокомментировали в Министерстве образования и науки Российской Федерации: «право на образование в России гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств».
Разрешить или запретить хиджаб: опыт Татарстана и других стран
В Коране сказано: «О Пророк! Скажи женам своим, и дочерям своим, и женщинам верующих, чтобы они плотно опускали нa себя свои верхние покрывала. Так лучше, дабы могли они быть отличены… И не подвергались оскорблению» (Сура 33, аят 59)
Главный исламский закон шариат строго велит всем женщинам носить хиджаб. В западном мире хиджаб – традиционный платок, которым покрывают волосы, уши, шею и плечи.
В Татарстане, Башкирии, республиках Северного Кавказа девушки в хиджабах посещают занятия в вузах без ограничения. Преподаватели КФУ – мусульманки преподают дисциплины в хиджабе. Однако есть регионы, в которых хиджаб воспринимается властями, чиновниками и обществом негативно – речь о Мордовии и Ставропольском крае. Министерство образования Мордовии вынесло запрет на ношение хиджаба в школах. Причем чиновники руководствовались федеральным законодательством, толкуя его несколько иным образом, нежели его понимают в Татарстане или Башкирии, не препятствуя мусульманкам соблюдать правила своей религии.
Источник фотографии: ridwan-rismanto.tumblr.com
Во многих странах мира государственные законы ограничивают женщин в отношении одежды и внешнего вида в целом. Нередко женщинам запрещено носить религиозную одежду в общественных местах либо есть ограничения в зависимости от обстоятельств.
Американская исследовательская организация Pew Research Center осуществляет ежегодные исследования ограничений в отношении религии и следит за ситуацией в странах, где существует регламентированное «ношение религиозных символов, таких как головные уборы для женщины и усов и бороды для мужчин».
Так, в 50 странах из 198, принимающих участие в исследовании, существовал как минимум 1 закон или политика регулирования религиозной одежды женщин.
В 78% этих стран (39 из 50) государство оставляло за собой право или проводило политику по ограничению права женщин носить религиозную одежду, и только в 24% стран (12 из 50) требовали, чтобы женщины носили особую одежду.
Россия стала уникальной в этом смысле, поскольку на территории Ставропольского края хиджабы запрещены в государственных школах, а в Чечне хиджаб обязателен во всех общественных зданиях.
В Европе 18 из 45 стран региона (40%) имели, по крайней мере, одно подобное ограничение. В ряде европейских стран были запрещены некоторые виды религиозной одежды в общественных местах.
Например, во Франции законом 2010 года людям запрещено закрывать лицо в общественных местах, в том числе в правительственных зданиях, общественном транспорте, ресторанах и кинотеатрах. Неповиновение закону подлежит наложению штрафа. То же есть и в Бельгии – принятый в 2011 году федеральный закон, запрещающий людям носить одежду, закрывающую лицо или большую его часть в общественных местах.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке – в Ираке, Ливии, Саудовской Аравии и Судане – женщины обязаны носить религиозную одежду.
В странах Ближнего и Среднего Востока (20%) – Алжире, Египте, Израиле и Омане – ограничены возможности женщин носить религиозную одежду. Например, в Египте было запрещено до 2012 года носить хиджаб служащим авиакомпании. Органы безопасности в Израиле запрещали проводить допросы, если заключенные были в хиджабе. В Алжире работникам госструктур разрешено носить хиджаб и никаб, но только до тех пор, пока это не «усложняет выполнение их служебных обязанностей». В Омане разрешено фотографироваться женщинам на документы в платках, но запрещено носить никабы.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе требования носить религиозную одежду присутствуют в 6 из 50 стран (12%).
В том же регионе существуют законы, ограничивающие мусульманок в одежде: в 11 из 50 стран (в 22%). Например, в Индии в некоторых школах и колледжах в отдельных районах было запрещено студенткам и преподавателям носить головные платки. В Сингапуре был запрет медсестрам, военнослужащим и сотрудникам некоторых школ на ношение хиджаба на рабочем месте.
В странах Африки, например, в Сомали, женщин обязали соблюдать хиджаб. В Мозамбике запрещено фотографироваться в платке на документы, а в госшколах девочкам запрещено носить никаб. В Кении в госшколах запрещены головные платки.
В Северной и Южной Америке только Канада серьезно ограничивала право мусульманок на религиозную одежду: кандидаты на получение канадского гражданства должны были удалить любые закрывающие лицо покровы при принятии присяги гражданства таким образом, чтобы власти могли убедиться в том, что это они читали присягу.
В 1925 году Турция стала первой мусульманской страной, официально запретившей ношение хиджаба в государственных учреждениях, школах, университетах. Также ношение хиджаба запрещено в государственных учреждениях Туниса и Таджикистана.
Ислам – религия, призывающая к миру и жизни в абсолютной искренности и честности перед Аллахом. Она основана на любви и сострадании. Ни давление, ни угрозы в вопросах религии ислам не являются сутью. Принять ислам можно лишь добровольно и искренне, а требования религии распространяются на мусульманина автоматически – он обязан их соблюдать.
Мусульмане не могут избирательно подходить к требованиям ислама, они должны выполнять все правила и обязанности целиком и полностью. В Коране Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (Коран, 2:208).
Лилия Цимбалистова