В Казахстане во второй раз прошла выставка халяльной продукции «Kazakhstan International Halal Expo 2011». Около 100 производителей, смогли наглядно продемонстрировать, какой они вклад вносят в развитие Халяль-индустрии.
Для мусульман выставки хороши тем, что они наглядно показывают производителей Халяль во всей их красе. Для казахских мусульман это должно быть вдвойне приятно: им угождают не только свои республиканские предприятия, но и российские. В России, например, вы не увидите жевательную резинку «Орбит» с логотипом «Халяль», но это легко можно сделать в Казахстане. Предприятие, выпускающее жевательную резинку в Санкт-Петербурге, прошла сертификацию по Халялю специально для казахского покупателя. И таких российских предприятий десятки.
Отец казахстанского «Халяля» - «Халал»
Марат Сарсенбаев Президент «Ассоциации «Халал индустрии Казахстана»Лет семь назад никто и не думал, что будет насчитывать 600 предприятий. Все они трудятся во благо мусульманского дастархана. Идеологом внедрения стандартов «Халяль» в Казахстане начал активно заниматься Марат Сарсенбаев. Благодаря нему в Казахстане на государственном уровне удалось утвердить эти стандарты. Правда, ему пришлось поездить по миру от Малайзии до Татарстана, чтобы эти стандарты обрели хоть какие-то очертания. После знакомства со специалистами Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ и Республиканским методическим центром «Тест-Татарстан», которые активно внедрили эти стандарты в России, Марат Сарсенбаев утверждает аналогичные стандарты у себя на родине. Правда, там к этому делу подошли намного серьезней. Эту тему там контролирует специально созданный Комитет №57 при Комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК. Сегодня Марат Сарсенбаев активно проповедует халяльной образ жизни среди казахов и является Президентом «Ассоциации «Халал индустрии Казахстана».
В его Ассоциации работает около 20 человек, уже созданы специальные отделы по различным направлениям.
«Сегодня компании работают по переработке и производству мяса, хлебобулочных, кондитерских и молочных изделий, соков и напитков. Также среди этих компаний есть те, которые оказывают халяль-услуги в ресторанах, кафе, столовых, гостиницах, клиниках. Компании, которые производят мусульманскую одежду, дизайн. Также есть компании, производящие халал-фармацевтику, парфюмерию, косметику. Халяль-банкинг, логистика, туризм, спорт, образование – сейчас есть много направлений, по которым развивается халяль, все эти направления мы готовы сертифицировать по международным стандартам» – со знанием дела заявляет Марат Сарсенбаев различным СМИ.
И, правда, сегодня в Астане только по международным стандартам сертифицированы около пять отелей, среди которых и громкие международные названия.
«Для нас Халяль – это образ жизни, - говорит на конференции Марат Сарсенбаев. – Мы должны с вами понять, что наша жизнь должна полностью халялизироваться. Мы с вами просто не представляем, насколько сильно внедрены запрещенные к употреблению мусульманам ингредиенты даже в те вещи, которые нам кажутся обыденными».
Вездесущая свинина
Марат Сарсенбаев любит проводить лекции по своей нынешней специализации. Действительно, когда начинаешь слушать его доводы о том, что пора всем кушать «Халяль» и что самое запрещенное исламом животное «свинья» присутствует во многих продуктах в виде ингредиентов, начинаешь задумываться о сертификации, например, кондитерских и косметических изделий. Будучи по образованию медиком, Марат Сарсенбаев научился научно доказывать свои доводы и это у него активно получается. Более того, у него много своих сторонников, которые также как и он, могут рассказать, например, о том, почему необходимо сертифицировать по стандартам «Халяль» обычные яйца и молоко. В Казахстане, кстати, вовсю начали сертифицировать молочку. Затем продемонстрируют сюжет снятый «Первым каналом», где китайцы научились подделывать яйца из парофина, гипса и желатина.
Стремление к международному уровню
В последние годы Халяль-индустрия в мире набирает огромные обороты. По данным Центра по исследованиям и информации Исламской Палаты (ICRIC) при ОИС в 2009 году на земле насчитывалось 1,7 млрд. мусульман, а товарооборот продукции под маркой «Халяль» достиг 632 млрд. долларов США. Казахстан, где по последним данным проживает около 72% мусульман, также хотел бы поучаствовать в этом бизнесе. Но пока весь «Халяль» поглощает внутренний рынок. Но, стремление есть. Пока казахи думают, как выйти на международные рынки, российские компании активно заходят на рынок Казахстана. Многие из них считают, что приоритетней зайти на него со знаком «Халяль». Время покажет. Но важным фактором в развитии Халяль-индустрии двух стран Казахстана и России служит признание знаков «Халяль» друг друга и работа в плане его продвижения. На этой выставке в Казахстане принял свое участие Динар Садыков – руководитель российского представительства Центра по исследованиям и информации Исламской Палаты (ICRIC) при ОИС и председатель Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, который, со своей стороны, пригласил принять участие Марата Сарсенбаева и его сертифицированные предприятие на такой же выставке в Казани: «KAZAHALAL -2012». В ближайшее время идеологи продвижения Халяля в массы как России, так и Казахстана, после функционирования Таможенного союза куда входят обе страны, возможно, подпишут какой-нибудь меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве. Ведь многие российские предприятия сегодня начали сертификацию по Халялю, лишь устремляя свой взгляд на Центральную Азию.
Ахмад Халиков