Революции, которые снесли режимы Бен Али в Тунисе и Мубарака в Египте не были сделаны во имя ислама. Выдвинутые лозунги носили светский характер: свобода, конец самодержавия, отказ от коррупции, кумовство, бедность населения и безработица. Говорит ли ...
Говорит ли это о том, что ислам не играет другой роли? Были ли совершенно предвзятыми предыдущие анализы, которые ограничивали возможность противостояния между авторитарным режимом и исламистами?
Мусульманские религиозные власти традиционно ассоциируются с государствами, как, например, Аль-Ахзара в Египте, принявшей меры для своей новой свободы. Что же касается исламских движений, они участвовали в революциях. Даже если египетские Братья-мусульмане присоединились к ним позже, то движущей силой были не столько события, сколько давление среди молодежи. Будь то в Тунисе или Египте, исламисты сделали запрос и были легализованы как политические партии, что подразумевает принятие формальных правил демократии (выборы, парламентаризм, верховенство правового государства). Означает ли это, что все эти партии согласны подчинить ислам правилам, установленными людьми?
Здесь можно наблюдать соперничество двух течений. Первая принимает во внимание обязанности (функции) мощного светского уклада с тем, чтобы превратить религиозное движение в политическую партию. Одним из последствий участия исламистов в политике является их разделение. Так же, как в Египте, в Тунисе ан-Нахда провозглашает турецкую ПСР как модель, соперников демократической веры.
В Египте Братья-мусульмане породили четыре основные исламские партии. На выборах в ноябре этого года эти партии (от поклонников турецкого опыта до салафитов) будут представлены в двух основных коалициях.
Сторона Братьев-мусульман, воодушевленных Катаром и популярным телевизионным проповедником Юсефом аль-Кардави, обвиняет последних за компромисс в неисламской политике. Поддерживаемое Саудовской Аравией, которая стала эпицентром контрреволюции в арабском мире, их программа не предусматривает иной конституции, кроме как Корана и защищает строгое соблюдение шариата. Кажется, что с каждым днем укрепляется принятие правил правового государства, особенно под давлением со стороны молодых сподвижников среди Братьев или даже салафитов.
Ко второму течению относится господство предполагаемых исламистов на политической арене. Они разбираются в выборных кампаниях, их поддерживает сильно разветвленная сеть банков и благотворительные организации. В этих условиях шансы светских кандидатов (левых, либералов, арабских националистов) намного ниже.
Может ли Копт стать президентом или быть министром? Могут ли женщины иметь равные права с мужчинами? Эти вопросы бурно обсуждались в Каире вокруг центральных вопросов. Должны ли египетские граждане быть равноправны? Какую роль должна играть религия? Должен ли ислам быть государственной религией? Еще слишком рано делать выводы и предположения.
Пьерр-Жан Луизард
Переведено с Ouest France специально для ИА «Инфо-Ислам»