Из-за нехватки рабочих специальностей на промышленных предприятиях сегодня среднее профессиональное образование под пристальным вниманием. Чем живут сегодня эти учебные заведения, какие перспективы их ожидают в будущем?
Они являются таким же значимым предприятием, как и промышленное, так как от них зависит их будущее. Считаю, что в небольших городах необходимо открывать именно ссузы, готовящие специалистов дефицитных профессий, — педагогический, химико-технологический, торговый, строительный.
К сожалению, в настоящее время прервалась существовавшая раньше «нить» между техникумом и базовым заводом. Сегодня никто не приходит на защиту дипломов, «не сватает» этих студентов на предприятия, как раньше, предлагая определенные льготы. Да и зарплата на этих предприятиях невелика, а значит перспектива с жильем (взять, к примеру, ипотеку) сводится к нулю. Если придем к тому, чтобы строить ведомственное жилье с условием, чтобы рабочие могли выкупить его, скажем, в течение двадцати лет, тогда сможем сохранять рабочие кадры.
Предприятиям нужны токари 5-6 разряда. Проблема эта отпадет, если решать ее совместно с работодателем. Располагая современной материально-технической базой, ссузы могут обеспечить ему соответствующий профессиональный уровень своих выпускников в рамках социального партнерства.
Студенты должны получать не только образование, но и готовиться к жизни и труду. Даже если у выпускника ссуза изменится профессиональная направленность, у него останутся навыки и привычка работать.
Должны быть и специальность «Экономика и бухучет (по отраслям)», так как эти специалисты как никто другой будет знать свою отрасль.
Выпускники могут продолжить учебу на заочных отделениях университетов.
Ни один из учащихся не должен оставаться без пристального внимания педагогов. Хотя проблемы неполной семьи, алкоголизма родителей, сиротства, у нас, к сожалению, не редкость. Но классное руководство, связь с родителями и строгая дисциплина дают положительные результаты.
Должны быть определенные рамки поведения, и они должны соблюдаться.
Ссузы должны быть лучшими и студенты должны поддерживать их имидж.
Студенты должны принимать активное участие в художественной самодеятельности, спорте, социальной и общественной жизни ссуза. Чтобы они становились лучшими не только среди ссузов, но и вузов.
У ссузов должны быть свои современные лаборатории.
Разговоров о том, что надо обратить внимание на средне-техническое образование, много. Чем они откликнутся — покажет время. Будем надеяться на лучшее!
Очень актуальную на сегодняшний день тему мы затронули и эту тему надо развивать дальше — не останавливаться.
Действительно такая проблема существует. Я думаю решать ее необходимо начиная с начальных классов среднеобразовательных школ. Если детей с детства научить труду, профессионализму в своем деле, старанию, терпению, патриотизму, благотворительности, самопожертвованию, уважению людей не зависимо от их национальности, вероисповедания, социального статуса и экономического положения, то и дети, заканчивая школу, смогут объективно оценить ситуацию и правильно выбрать профессию для того, что бы в обществе, регионе и в целом в стране были баланс и гармония. Для того, чтобы это было, необходимо реформировать систему и в последующем постоянно совершенствовать систему образования, идти в ногу со временем в социальной сфере, своевременно принимать правильные, важные и необходимые экономические решения. Чтобы молодежь шла с средние профессиональные и средние специальные учебные заведения, необходимо их заинтересовать, показать значимость и повысить авторитет этих заведений и профессий.
Ильгам ИСМАГИЛОВ