Израиль намерен пересмотреть свои отношения с ООН после принятия Советом безопасности резолюции с требованием прекратить поселенческую деятельность. Новые обстоятельства заставляют Тель-Авив повнимательнее присмотреться к России, как ближайшему после США перспективному партнеру в решении палестино-израильской проблемы, а также борьбы с террористической угрозой
«Я поручил приостановить финансирование пяти организаций при ООН на сумму около 30 млн шекелей ($7,8 млн – Info-Islam.ru), которые наиболее враждебны по отношению к Израилю», - заявил Нетаньяху.
Резолюцию поддержали четырнадцать из пятнадцати членов Совбеза ООН, напоминает телеканал «Россия24». США предпочли воздержаться от голосования, проигнорировав просьбы израильтян голосовать против. Тем не менее, Биньямин Нетаньяху уже заявил, что Тель-Авив не собирается выполнять резолюцию Совбеза ООН. Кроме того, по словам политика, в администрации избранного президента США Дональда Трампа ему обещали приложить все необходимые усилия для того, чтобы «антиизраильская» резолюция была отменена. Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм вообще заявил, что Вашингтон прекратит финансирование организации если Совбез продолжит оказывать давление на Израиль.
Между тем, как стало известно накануне, Нетаньяху вызвал к себе американского посла и обвинил Вашингтон в координации голосования, что, впрочем, было сразу отвергнуто.
В черновом варианте резолюции содержатся строчки о том, что действия Израиля «не имеют законных оснований и продолжают грубое нарушение международного права». Помимо этого, авторы документы выражают озабоченность опасностью строительства новых поселений для «решения двух государств» (Two-states solution). Речь идет о подходе ООН к урегулированию палестино-израильского конфликта через создание независимого палестинского государства на территории Сектора Газа, Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, где располагаются святыни исламского мира – мечеть «Аль-Акса» и Купол Скалы. «Решение одного государства» [one-state solution], напротив, подразумевает создание на территории Израиля и палестинских территорий одного государства, гражданство которого будет предоставлено и израильским, и арабским гражданам», - отмечается в документе.
В 2011 году был принят похожий документ, обязывающий Израиль воздержаться от строительства новых поселений на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме, однако тогда ее заблокировали американцы. В этот раз премьер Нетаньяху надеялся, что его личное обращение к администрации Дональда Трампа в Twitter, обещавшего ранее израильскому лидеру полную поддержку и продолжение дружбы, также сможет повлиять на решение Совбеза, но не случилось.
По мнению наблюдателей, причина воздержания Вашингтона заключается в существенном похолодании некогда дружеских отношений между Израилем и США по причине разногласий, вызванных строительством поселений. Кроме того, ситуацию усугубляет законопроект, принятый в середине ноября Кнессетом, и предполагающий легализацию нескольких поселений на Западном берегу без санкции Тель-Авива, что по сути означает автоматическое их вливание в состав израильского государства.
Оппозиционные политики, а также некоторые руководители Государства Палестина утверждают, что подобная законодательная инициатива израильских властей ставит крест на «решении двух государств», предполагавшее мирное сосуществование израильтян и палестинцев на одной земле. Вместо этого, законопроект легализует захват земель палестинцев.
Если принятие резолюции Совбезом ООН едва ли сможет кардинальным образом повлиять на внутриполитический расклад в самом Израиле, то для Рамаллы она дает весьма серьезный инструмент давления на израильских политиков. Если строительство поселений будет признано незаконным, мировое сообщество может пригрозить Тель-Авиву экономическими санкциями в случае образования новых поселений на Западном берегу. Что касается американской поддержки, то администрация изоляциониста Трампа едва ли согласится делать политически опрометчивые шаги чтобы помочь своему партнеру. Во всяком случае, в ближайшее время Вашингтон планирует заняться решением «китайской угрозы», но никак не «израильского вопроса», что объективно заставляет Тель-Авив повнимательнее присмотреться к России, как ближайшему после США перспективному партнеру в решении палестино-израильской проблемы, а также борьбы с террористической угрозой.
Айдар Салимзянов