Существует множество исторических концепций развития человечества. Одна из них предполагает цикличность исторического процесса. Речь идет не о том, что мы всю свою историю топчемся на месте. На самом деле, эта цикличность линейна, просто с определенной периодичностью в истории человечества происходят повторение некоторых сюжетов и сценариев.
Татарское общество в период между взятием Казани в 1552 году и революцией 1917 года смогло сохраниться только благодаря тому, что смогло сорганизоваться и смогло выйти на самообеспечение. В наше время, как и в прежние годы, только сами мусульмане смогут поддержать развитие уммы.
Главный признак зрелости мусульманского сообщества это умение самостоятельно, без посторонней помощи поддерживать и обеспечивать свою инфраструктуру и свои потребности. Когда мусульмане начинают тратить свои средства на пути Аллаха в угоду уммы, тогда можно говорить о самостоятельности того или иного мусульманского сообщества.
Известная фраза гласит, что «тот, кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому пока мусульмане России, Татарстана, Казани будут жить за счет средств различных потусторонних фондов и благотворительных обществ, в их жизни всегда будут участвовать игроки, которые действуют в своих интересах.
В последнее время много и часто пишут о том, что пока мусульмане не возьмут за правило самостоятельно вкладывать личные средства на благо своей религии в своей стране, в своем городе, то и развиваться мусульманское сообщество этого региона не будет, более того оно будет слабым и недееспособным.
История татар дореволюционного периода отличается тем, что татарские бизнесмены активно участвовали в поддержании мусульманской инфраструктуры. Сейчас часто и много говорят о возрождении тех исламских традиций, которые бытовали у тюрков Волго-Уралья до революции 1917-го года. Однако истинное возрождение произойдет только тогда, когда будут возрождены традиции благотворительности, которые веками были присущи нашему народу. Именно татарские купцы, промышленники, как принято сейчас говорить, предприниматели, строили мечети, медресе, финансировали издания книг, поддерживали талантливых шакирдов и имамов. Это естественное состояние уммы – когда сами мусульмане берут на себя полную ответственность. При такой ситуации проблема экстремизма и нетрадиционных течений отпадет сама собой.
Но вопрос не только в благотворительности. В наших повседневных расходах мы могли бы больше вкладывать в развитие и поддержание мусульманской инфраструктуры. Когда мы видим инициативу мусульман – новое халяльное кафе, книжная лавка, стоматологический кабинет, студия видео-записи или фото-студия, то необходимо пользоваться их услугами.
Если обратиться к истории возникновения наций, то можно узнать, что именно предприниматели сыграли ключевую роль в формировании национальностей и национальных государств. Именно национальные предприниматели финансово поддерживали издание первых национальных газет, финансировали многих писателей и поэтов, открывали образовательные учреждения и т.д. Обратившись к истории формирования любой нации, вы найдете подобные сюжеты.
После распада СССР в некотором смысле нам приходится начинать все с нуля. Конечно, на уровне идентичности и некоторых обрядов ислам в советские годы сохранялся, однако реальное возрождение началось только в 1990е годы и продолжается до сих пор. Именно сейчас закладываются контуры будущей уммы в России и поэтому мы можем говорить о том, что живем в важное историческое время. Подобно нашим предкам мы можем снова возвести каркас нашего исламского национального сообщества. Здесь и сейчас.
Известный мусульманский журналист Ринат Мухаметов в одной из своих последних статей писал о том, что среди мусульман России по какой-то причине закрепилось мнение, что «мусульманское – значит бесплатное». Я полностью разделяю его недоумение по этому поводу. Необходимо уважать и свой труд и труд своих братьев. Мы должны свои рублем вкладывать, а по сути, спонсировать развитие исламской инфраструктуры.
Мы привыкли, что исламские газеты должны быть бесплатными, книги тоже покупать за гроши, от коллег-мусульман мы ждем скидки только из-за того мы тоже мусульмане. Иногда можно подумать, что среди наших мусульман, таким образом, проявляется чисто российская черта – стремление к халяве.
Мусульманам нужны свои базы-отдыха, свои бассейны, свои кафе (не только уже всем надоевшие «узбечки», но пиццерии, суши и т.д.), свои площадки, основанные на инициативе снизу. Что такое современное мусульманское пространство, например, в современной Казани? Оно совсем маленькое. Даже до революции некоторой коммуникативной площадкой для татар-мусульман были рынки, мечети, различные ашхане. Это было естественным положением вещей и финансы находились в обороте внутри мусульманских общин. Именно в этом секрет расцвета мусульманской как богословской так и общественной жизни среди мусульман Волго-Уралья с 18 века по начала 20-го.
И именно этот опыт нам необходимо перенять сейчас. Для того, чтобы издавать книги с качественной полиграфией и хорошим дизайном издателям необходимо быть уверенными, что их купят. Чтобы снимать мусульманские фильмы продюсеры должны знать, что есть рынок сбыта, который не пожалеет своих денег. Чтобы в городе появлялись хорошие халяльные рестораны, мы также должны готовы тратить. Именно спрос рождает предложение. Это закон рынка. Будет спрос, будут и новые предложения для мусульман.