Путешествуя последние пять лет по всей Европе для проведения исследований мусульманского общества, я был поражен тем, насколько часто ислам стал занимать большое внимание в глобальных дискуссиях о религии, политике, безопасности и терроризме. Обсуждения и споры об исламе вызваны прямым или косвенным воздействием этой религии на западное сообщество.
И получилось так, что проблемы глобального потепления, бедности и религиозных конфликтов были отодвинуты на второй план проблемами исламского терроризма, исламского радикализма и исламского экстремизма. Все крупные проблемы ассоциируются теперь с этой религией, тогда как мусульмане твердят, то «ислам – это религия мира».
Если рассмотреть влияние исламских действий на западное общество, то следует обратить внимание на то, например, как завершился 2015 год. Были массовые убийства в Париже и Сан Бернадино, совершенные мусульманами. Даже в канун Нового года мусульмане были обвинены в нападении на женщин в Кельне и других европейских городах. В то же время рассуждения об исламе в Европе подпитываются огромным числом – более миллиона – беженцев, прибывших из Ближнего Востока. Правые партии же утверждают, что среди этих беженцев скрываются те, кто совершает насилие в отношении европейцев. Даже Ангела Меркель, которую начали считать ангелом-хранителем беженцев, потеряла терпение после позорных нападений в Кельне.
Терроризм и беженцы слились в общественном сознании, поэтому вместо сострадания к последним, к ним стали проявлять страх. Результатом этого стала популярность правых политиков в Европе, а в США в период президентских предвыборных кампаний стали отмечаться агрессивные и оскорбительные нападки на ислам. Кандидаты борются друг с другом за более возмутительное заявление об исламе. В этой гонке Дональд Трамп, кандидат от республиканской партии, является лидером. Он открыто говорил о закрытии мечетей и запрете въезда в страну мусульман. Эффект в том, что исламофобия из крайнего политического и социально спектра стала фактом жизни.
В европейском сознании современное восприятие ислама возродило подсознательные страхи и ненависть, вызванные ассоциациями с более ранними мусульманскими нашествиями. В частности, в Восточной Европе ссылаются на турок-османов, которые некогда владели этими землями. И в беженцах видят очередное вторжение, называя их «турками», несмотря на то, что многие из них сирийцы. Укоренившиеся предрассудки вновь пробуждаются и имеют ярко выраженный характер. Главы государств Европы и США не хотят принимать беженцев. Один американский кандидат в президенты назвал мусульман «бешеными собаками», другой считает, что даже сироты до 5-летнего возраста должны быть под подозрением и что следует распространить на них запреты. Якобы в них таится потенциальная угроза западной либеральной демократии и гуманизму.
Понимание европейских мусульман – это вопрос жизни и смерти. Теперь существует проблема с самим исламом. Политические лидеры, неправильно понимая вещи и вдохновленные словами Уинстона Черчилля, включают машину нацистской орды. Президент Франции Франсуа Олланд и бывший президент Николя Саркози величественно заявляют, что это война «цивилизации» против «варваров». Они противопоставляют «мы» и «они». И мало кто сомневается, кто к какой категории относится. Премьер-министр Великобритании тоже повторил эти слова. Сэмюэль Ханигтон в своей диссертации «Столкновение цивилизаций» говорит, что между Западом и исламом существует постоянная долгосрочная цивилизационная война. В период ее ослабления президентом США был избран Барак Обама. Исламофобия набирает обороты, доказательством чему служат атаки на мечети, женщин в хиджабе и мужчин с «ближневосточной» внешностью.
Эти события заставили меня задуматься и сравнить ситуацию с 60-ми годами, когда я прибыл на Запад в качестве пакистанского студента. Теперь мусульман надо рассматривать как единый монолит независимо от их политических взглядов, этнического происхождения и положения в обществе. Если в одной части мира случится происшествие с участием мусульман, то это немедленно отразится на других верующих во всем мире через глобальные СМИ. Медиа заставляют нас верить в стереотип о том, что мусульманский студент должен носить бороду, тюбетейку, свободную рубашку, и что он планирует взорвать других ради мифических 72 девственниц, которые ожидают его в раю.
В студенческие годы, когда я был в Греции, путешествовал автостопом, мне оказали греческое гостеприимство в самых лучших традициях – мой новый знакомый привел меня в свой дом и познакомил с семьей, где меня вкусно накормили, дали чистую одежду и простыни. Я был глубоко благодарен им за это.
Мой опыт 60-х годов очень отличается от того, что приходится переживать современным пакистанцам или другим беженцам, ищущим убежище в Греции. В своем путешествии я увидел тяжелое положение мусульман и иммигрантов. Они живут здесь в страхе за свою жизнь. Ультраправые политические партии, такие как «Золотая заря», терроризируют их. Некоторые говорили, что их даже избивали прохожие. Хуже всего, когда полицейские видели это беззаконие, но не наказывали преступников, давая волю физическому насилию. Они насмешливо называют иммигрантов «паки», независимо от их национальности и расовой принадлежности. Это как клеймо. Слово «пак» происходит от арабского и обозначает «чистый», поэтому является гордостью для каждого пакистанца. Но когда это слово становится насмешкой, то вызывает другие чувства.
Проблема беженцев является одной из многих в Греции. Здесь высокие показатели безработицы, экономический кризис. Несмотря на это, встречаются такие люди среди греческих землевладельцев, которые дают приют беженцам. Так что греческое гостеприимство, с которым я когда-то столкнулся, еще живо здесь.
В Королевском Колледже Кембриджа пакистанские студенты могут гордиться, что представители их общины являются лордами, известными телеведущими и даже капитанами спортивных команд. Тем не менее здесь слово «паки» употребляется как явление расовой дискриминации. Ирония заключается в том, что так называют не только пакистанцев, но и людей из Индии или Ближнего Востока.
Легко попасть в ловушку идеи о том, что идет столкновение цивилизаций между исламом и Западом. Но давайте посмотрим на величайших европейцев в истории и их интерес к исламскому миру. Это Сервантес в Испании, Наполеон во Франции, Гете в Германии, Джордж Бернард Шоу в Великобритании. Что же касается Дональда Трампа, то ему следует узнать, что же думал Бенжамин Франклин об исламе и услышать похвалу Кеннеди, адресованную пакистанскому президенту Кхану.
Акбар Ахмед – профессор в Американском университете Исламских исследований имени ибн Хадлуна в Вашингтоне.
Переведено специально для info-islam.ru
Источник: The Islamic Monthly