Для Ислама большое значение имеет единство рядов его последователей. Недаром смута (фитна) является большим грехом в нашей религии. Поэтому на преодолении смуты среди мусульман всегда направлялись большие силы. Именно в этом направлении работает, к слову, и нынешнее руководство Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
«Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха».
Хадис (от Абу-Хурейры):
«Достаточно тебе греха — постоянного спора»
Хадис (Тибризи)
Для Ислама большое значение имеет единство рядов его последователей. Недаром смута(фитна) является большим грехом в нашей религии. Поэтому на преодолении смуты среди мусульман всегда направлялись большие силы. Именно в этом направлении работает, к слову, и нынешнее руководство Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Источником смуты чаще всего бывают чрезмерные человеческие амбиции, которые порождают зависть, злость, ревность и прочие недостойные чувства. Этой опасности подвержен практически любой человек, поэтому и возникают так часто ссоры и слабость рядов.
Однако ревность и зависть это проявление человеческой слабости, банальной не самодостаточности. Сильный уверенный в себе человек никогда не будет искать в своих сильных соседях врагов и конкурентов, а сделает из них своих союзников.
Мы живем в нелегкое время, когда крепость мусульманских рядов имеет особое значение. Это касается не только мировой ситуации, но и внутрироссийской. Каким образом поведут сегодня себя мусульмане? Смогут ли мусульмане уйти от взаимных обвинений и ненависти друг к другу и перейти как минимум к взаимному диалогу? Сможем ли мы внутри себя победить тех, кто сбивает мусульман с пути? Положительный ответ возможен только в том случае, если само мусульманское духовенство, которое стремится решить эти вопросы, сможет сегодня преодолеть внутреннюю борьбу.
Ревнивое отношение к успехам своих единоверцев недостойно для мусульман, это одна из причин того, почему нам сегодня не удается сплотить ряды перед теми многочисленными вызовами, с которыми столкнулось наша умма. Ведь зависть (черная зависить – хадат) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами. Нет сомнения, что верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Не может спокойно черная зависть и вера существовать в сердце человека, так или иначе что-то должно победить. И остаётся надеется, что сегодня сердца тех мусульман, которые поражены хадатом будут излечены силой их веры.
В самом кристаллически чистом выражении проявление черной зависти мы видим в истории Каина и Авеля. Как известно, Каин, поддавшись дьявольским наущениям Иблиса, убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30).
Да и падение самого Иблиса связанно в том числе и с завистью, ведь он отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76).
Одним словом зависть является одной из причин бед человека в обоих мирах. В конечном итоге больше всего от зависти страдает сам завистник! Поскольку не зря Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки» (Книга «Аль-мухаджатуль-байда»), а имам Садык (да будет мир с ним) высказался следующим образом: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть» (Книга «Аль-Кафи»).
Завистник сам очерняет свою жизнь, лишает себя счастья и отнимает свой покой. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, который он совершал в течение жизни.
На самом деле, каждый из нас, кто хоть раз испытывали зависть, наверняка знает, как был он несчастен в это время. Таким образом, в этом состоянии мы умудряемся растрачивать свои собственные силы на постоянное отслеживание чужих способностей и удач.
А какое большое зло в зависти (хадате) для единства мусульман! Скольких проблем можно было бы избежать, если бы мусульмане меньше завидовали друг друга и укрепляли свои ряды? Иногда мы недооцениваем величины беды, которая приносит мусульманам такое явление как зависть. Если покопаться в этом явлении, то окажется, что подавляющее большинство проблем и конфликтов, с которым столкнулось наша умма коренятся в завести друг к другу. Создание многочисленных деструктивных течений, например, является явным примером борьбы за власть, корень которого это зависть к успехам другим. А реагирование на успехи западной цивилизации в научно-техническом прогрессе в виде создании агрессивных движений также пример черной зависти (хадата). Если бы в основе этого была белая зависть (гыбда), которая наоборот стимулирует развиваться, то мусульмане сегодня ушли бы далеко вперед и сами бы были примером для всего мира в научно-техническом отношении.
Таким образом, у феномена черной зависти большие и глубокие последствия. В ней, в некотором роде, вообще кроется большинство проблем нашей уммы. Поэтому на частных примерах, когда вы ощущаете в себе это недостойное чувство, вспомните, какие последствия оно имеет для мусульман на глобальном уровне.
К великому сожалению, даже сегодня, когда татары-мусульмане объединяются для благородных и больших целей, они губят многие важные начинания просто из-за того, что не могут друг с другом договорится видя в своих союзниках конкурентов и врагов. Даже единомышленники порой могут ставить друг другу палки в колеса, хотя должно быть ровно наоборот: мы должны из-за всех сил помогать друг другу. Сегодня нам надо сплотиться для достижения больших целей, а не искать врагов среди своих. Для этого необходима большая работа над самим собой, это индивидуальная работа, работа над своим сердцем, поэтому это очень сложная вещь. Так давайте помогать друг другу в этом.
Илдар Баязитов