Когда-то Татарстан отличала одна особенность. СМИ этот регион России называли колыбелью межконфессиональных отношений. Но, в последнее время, о республике и, в частности, о ее мусульманах, мы все больше слышим совсем другие новости, которые вовсе противоречат сформировавшемуся стереотипу.
В новостях постоянно фигурируют различные районы Татарстана, где, по мнению аналитиков, сплошь и рядом экстремисты с террористами.
Этот негатив заставляет читателя задумываться, а все ли в порядке в таком экономически сильном регионе? Ведь потихоньку народ пугают страшилками о «кавказских сценариях» для Татарстана. Действительно, когда читаешь аналитические записки, которые по написанию и смысловой передачи никак не вписываются в структуру новостей, становится понятным, что они пишутся для чьих-то ушей.
Татарстан - уникальный регион в центре России, где красочно переплетаются две культуры: тюркская и славянская. Это хорошо понимал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и активно продвигал в республике и за ее пределами бренд толерантности и межконфессионального согласия. Благодаря этому, регионом восхищались все: от Москвы до Вашингтона. Европейцы выстраивались в очередь изучать выстроенную модель межконфессиональных отношений. Им был очень интересен этот опыт.
Но в последние годы в СМИ о религиозных новостях в Татарстане мы слышим то, что косвенно стало менять в обществе сложившиеся стереотипы. Татарстан постепенно начинает сдавать свои позиции, особенно в мусульманском сегменте, и, в силу складывающихся обстоятельств, эстафету первенства в данном вопросе у него перехватывают Уфа и Грозный.
В силу исторических обстоятельств Татарстан находится в сердце России, и поэтому татары очень сильно ассимилированы. Уже давно огромный процент татарского населения думает на русском, и пока религия не играет существенной роли в обществе. Но свобода совести и религиозного вероисповедания, которые витают в воздухе, делают свое дело, и многие возвращаются к религии своих отцов, причем осознанно. И элита не исключение. Многие бизнесмены также приходят к определенному пониманию смысла жизни и начинают выстраивать свои взаимоотношения с людьми через призму религии. Процессы возрождения религиозного самосознания привели к тому, что ислам, постепенно, начинает играть ключевую роль в жизни татарского народа.
Видимо кого-то это очень сильно удручает, раз мы слышим негативное об исламе в Татарстане. Никто не отрицает, что в республике есть экстремистские ячейки радикальных мусульман, но говорить о распространении этой эпидемии и пугать страшилками типа «кавказких сценариев» - это чересчур. Тем более, силовые структуры республики все держат под контролем. Об этом свидетельствуют новости о поимке террористов из запрещенных организаций как, например, Хизб ат-Тахрир. А то, что молодежь страдает радикализмом, то тут, прежде всего, следует уделить внимание вот чему.
В Татарстане, да и в России в целом, нет четкого понимания, как бороться против радикализации молодежи, поэтому сводки новостей о борьбе с мусульманским экстремизмом мы получаем из других регионов тоже, например, из Башкирии и Тюмени. Об этом мы будем слышать до тех пор, пока не появится противоядие в лице грамотных проповедников, воспитанных в стенах наших же исламских университетов, и знающих имамов, которые могли бы вести теологический спор с радикально настроенной молодежью. Причем они должны оперировать доказательствами из Корана и Сунны Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, которые затмевали бы полуграмотность нынешней мусульманской молодежи.
Но самое главное, что необходимо сделать для всей России – это выстроить действительно уважаемый всей мусульманской прослойкой, особенно молодежной, институт духовенства. Страна уже запуталась, сколько в ней муфтиев и каких они взглядов. Самое интересное, что каждый из них заявляет о своей исключительной миссии для страны и своей роли в укреплении «традиционного ислама». Причем понятие этого «традиционного ислама» до того разное, что проехав косвенную его границу внутри одной страны, любой мусульманин может невзначай не вписаться в «концепцию традиционного ислама» определенного муфтия и угодить в лапы правоохранительных органов.
Возвращаясь к Татарстану, необходимо отметить его огромную роль, которую он может сыграть в исламском сегменте России, но для этого нельзя допускать запугивания страшилками о «кавказском» сценарии для республики. Это не вписывается в красоту и величие, которые достигались все последние годы. До поры до времени можно разменивать эту карту, но это настолько навредит авторитету Татарстана, что, в конце концов, все это начнет затмевать и успех спортивных достижений, и сложившиеся межконфессиональные отношения, и экономические подвиги.
Султан Ахметов