Почти все лидеры «Исламского государства» - это бывшие офицеры армии Ирака, воспитанные при Саддаме Хусейне. К такому выводу в ходе расследования пришли журналисты The Washington Post.
У «бывших иракских офицеров, служивших при Саддаме Хусейне», террористическая организация переняла не только опыт ведения войны, но и некоторые основные задачи, ставившиеся в рамках баасизма, а также контрабандистские каналы, созданные в 1990-е годы для уклонения от санкций. По этим каналам «Исламское государство» сегодня незаконно сбывает нефть, говорится в статье издания, которую перевела InoPressa. Не так давно доходы от нефти были главным источником богатства группировки. Журнал Forbes назвал ИГ самой богатой террористической организацией в мире.
Иракские офицеры командуют, они разрабатывают тактические планы и планы сражений, но сами не воюют. На передовую они отправляют иностранных адептов. Такую информацию поведал корреспонденту бывший боец, который в прошлом году «разочаровался» в ИГ и бежал в Турцию.
Целенаправленную вербовку бывших офицеров начал нынешний лидер ИГ Абу-Бакр аль-Багдади, говорится в статье. В этом ему помогла политика бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, который в 2011 году, после ухода американцев, начал кампанию по очистке армии от офицеров-баасистов, а также стал преследовать суннитское меньшинство.
В 2008 году офицер разведки Ирака заявил, что нападения на территорию страны из соседней Сирии координировали офицеры - сторонники Саддама Хусейна при поддержке исламистов. По свидетельству властей, сторонники террористов еще тогда внедрились в службы безопасности Ирака на всех уровнях. Постоянно совершались покушения на оперативников, в основном на улицах или рынках.
Бывший бригадный генерал армии Хуссейна Хасан Дулайми сказал: «Кризисная ситуация с ИГИЛ возникла не случайно. Это был результат накопления проблем, созданных американцами и [иракским] правительством».
Но некоторые эксперты высказали иную точку зрения. По их мнению, все происходит наоборот: не баасисты-саддамовцы управляют джихадистами, чтобы вернуться к власти, а джихадисты обратили себе на пользу отчаяние отставных офицеров.
На первый взгляд секуляристские догматы тиранической партии «Баас», которую возглавлял Хусейн, не согласуются с радикальной интерпретацией исламских законов, сторонниками которой себя называют представители «Исламского государства», - пишет Слай. - Но эти два кредо во многих отношениях сильно пересекаются. Прежде всего, подчинения от оказавшихся под их властью людей обе они добиваются при помощи страха... Как и «Исламское государство», хусейновская партия «Баас» считала себя международным движением, создавала филиалы в разных странах Ближнего Востока и организовывала тренировочные лагеря для иностранных добровольцев из всех уголков арабского мира».
Кроме того, как отметил Ахмед Хашим, исследователь из Наньянгского технологического университета (Сингапур), к моменту американского вторжения Хусейн стал склоняться к более религиозному подходу к правлению, что облегчило бывшим иракским офицерам переход от баасистской идеологии к исламизму. Впрочем, «придерживаются ли бывшие баасисты исламистской идеологии [на самом деле], вопрос спорный», указывает автор. В этом сомневается и Хашим: «Многие из этих баасистов не заинтересованы в том, чтобы во главе Ирака встало «Исламское государство». Они сами хотят управлять Ираком. Многие из них смотрят на исламистов с эдаким ленинистским настроем, что они, мол, полезные идиоты, которых мы можем использовать, чтобы прийти к власти».
Арабская социалистическая партия «Баас» в обновленном Ираке под запретом, и маловероятно, что она будет амнистирована и легализована.
Отметим, что «Исламское государство» — террористическая организация, захватившая часть территорий Сирии и Ирака и провозгласившая «халифат». Деятельность этой группировки запрещена в России.
Подготовлено для «Инфо-Ислам»