Умер близкий человек... Может возникнуть вопрос: «Почему сейчас?», «Почему он?». Только слезы могут принести облегчение. Обычно человек, который не думает о мудрости Всевышнего, не знает Его и не принимает Его со всеми Его качествами, может разрываться от тех душевных страданий, которые приносит ему воспоминание о потерянном близком человеке.
В особо тяжелых случаях сам может наложить на себя руки.
Такого рода поступки или обвинения в адрес Всевышнего, якобы Он поступает несправедливо, основаны лишь на безграмотности человека. Самое важное, что мы должны понять — Всевышний Мудр. Иногда мудрость Его можно понять в самый последний момент, когда уже и жизнь прошла. Как мы своим ограниченным разумом можем понять безграничную мудрость Всевышнего?!
Вопросы «Почему сейчас?», «Почему он?» могут интерпретироваться как: я люблю его, он мне нужен, мне без него плохо, мне без него скучно. Мы думаем о том, как нам плохо и как мы будем без него жить дальше, но в то же самое время мы не думаем об умершем человеке, о том, что предстоит ему пройти и испытать в зависимости от того, хорошим он был или плохим, благочестивым или грешным.
И здесь уместно будет вспомнить хадис, в котором сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды они отправились на кладбище Баки‘ хоронить одного из мусульман.
В это время к ним подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться. Могилу еще рыли, и вдруг Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищу у Аллаха защиты от наказания в могиле!»
Он трижды повторил это и продолжил: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из рая и садятся неподалеку от него.
Затем к нему подходит ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: «О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха!» Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями.
После этого душа начинает благоухать самым прекрасным ароматом мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это прекрасная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни.
Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит: «Впишите весть о Моем рабе в верховьях рая. Затем верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз».
Ангелы возвращают душу верующего в тело, а затем к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь — Аллах». Они спрашивают: «Какова твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия — ислам». Они спрашивают: «Что за человек был послан к вам?» Он отвечает: «Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир». Они спрашивают: «Что ты узнал?» Он отвечает: «Я читал писание Аллаха, уверовал в него и был верен этому».
Тогда голос с небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты и откройте для него врата в рай». Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор.
Перед ним возникает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Это — день, который был обещан тебе». Верующий вопрошает: «Кто же ты? Твой лик несет добро». Он отвечает: «Я — твои благодеяния». Тогда верующий говорит: «Господи! Пусть же наступит Судный час, дабы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство».
Когда же неверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти, усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». Он вырывает душу неверного из тела, подобно тому, как зубчатый вертел проходит сквозь мокрую шерсть. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как другие ангелы облекают ее в дерюгу.
Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это скверная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.
Затем Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, прочел следующий аят: «Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40).
Далее он сказал: «Тогда великий и могучий Аллах скажет: «Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей»». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз». Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело.
Затем он прочел следующий аят: «А кто наряду с Аллахом поклоняется еще кому-нибудь, тот словно упал с неба. Птицы подхватят его [и склюют на лету], или же ветер занесет его в очень далекое место» (22:31).
Далее он сказал: «Его душа возвращается в тело, после чего к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он бормочет: «М-ммм… Я не знаю». Они спрашивают: «Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?» Он отвечает: «М-ммм… Я не знаю».
Тогда глас с небес возвещает: «Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в ад». К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое.
Тут перед ним возникает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Это — день, который был обещан тебе». Неверный спрашивает его: «Кто же ты? Твое лицо приносит зло». Он отвечает: «Я — твои скверные деяния». Тогда неверный восклицает: «Господи, не позволяй Часу настать!»
Смерть человека — это всегда испытание для других, но она помогает нам вспомнить: ничто не вечно на этой земле. Каждая душа вкусит смерть. Каждый пройдет через это испытание. Обычно нас не трогает смерть, случившаяся с человеком, которого мы не знали. Но когда вопрос касается наших родных, это другое дело.
А иногда смерть близкого человека является причиной, которая изменила нас и перевернула нашу жизнь. Потеря близкого человека не может не отразиться на нас. У нас появляются новые обязанности и права. Это воспитывает в нас определенные качества, мы меняем свои привычки, мы становимся сильнее. Как сложилась бы жизнь, если бы не умер близкий человек, нам неизвестно, об этом знает только Всевышний Аллах.
Но единственное, что мы можем сделать для того человека, который был нам дорог, который, возможно, вырастил нас, который напомнил нам о смерти — это дуа, это то, что ему сейчас важнее всего, это будет и вашей поддержкой. Инна лилляхи уа инна иляйхи раджигун (Воистину, все мы принадлежим Аллаху, и воистину, все мы к Нему вернемся).
Абдуссабур ХАЙРУТДИНОВ
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus