С детских лет новый год ассоциировался запахом мандаринов. Еще бы, в те времена мандарины и апельсины можно было попробовать только на новый год. ...
В канун нового года практически вся информация, исходящая из средств массовой информации, так или иначе, связана с этим событием. Этот праздник настолько прочно укрепился в сознании людей, что, кажется, будто он праздновался всегда, однако, на Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
На этом фоне особенно странно видеть мусульман, которые с нетерпение ждут наступления Нового года. Причем это чувство трепета и «ожидания сказки» может быть больше, чем даже канун пятницы – день, который является праздничным не по указу царя, а по велению Всевышнего.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, как-то говорил: «Среди всех дней, когда всходило солнце лучший – пятница. В этот день был сотворен Адам, в этот день он был впущен в Рай, в этот день он был выведен из него и настанет Час судного дня только в пятницу».
По степени своей важности джумга стоит выше, чем праздники Рамадан-байрам и Курбан-байрам, поскольку джумга является фардом для тех, кому она обязательна, а два других праздника являются ваджибом по ханафитскому мазхабу.
Праздники имеют очень хорошее влияние на единение людей, конечно, если это хороший праздник. Праздник это повод для веселья, всеобщего собрания и особой атмосферы. Все должны быть радостными, и даже те, у кого повода для радости не так уж и много, именно поэтому, все мусульманские праздники сопровождаются раздачей милостыни, дабы дать возможность вкусить праздничной атмосферы и тем, у кого на это не хватает на жизнь. Какой праздник лучше, тот в который люди совершают благодеяние или тот после, которого учащаются случаи обращения к врачам и юристам.
Для того, чтобы привить детям любовь к праздникам, к таким как, джумга, Рамазан-байрам, Курбан-байрам, и чтобы они в последующем ждали с трепетом именно их, нужно создать особую атмосферу. По пятницам сделать что-нибудь интересное, веселое. Время от времени делать подарки в день Джумга, на Курбан и Рамадан-байрамы, и подарки именно те, что просят обычно дети. И самое главное, подарки должны дарить родители или родственники, а не Дед Мороз, или другое лицо выдуманной национальности. Чувство благодарности и радости должно ассоциироваться с родителями, а не с каким-то лицом пожилого возраста с постоянно красным носом.
На Курбан и Рамадан-байрамы можно развешивать гирлянды, светящиеся лампочки и т.д. Другими словами привить любовь к праздникам, которые были определены Всевышним, в силах родителей, главное с детства создавать особую праздничную атмосферу. Труднее будет отвыкать от ощущений и атмосферы, которая царит в последние дни декабря, но это можно сделать. Можно искусственно вызывать в себе радость от исламских праздников. Поскольку связь: «мне весело – я улыбаюсь», может работать и в обратном порядке: «я улыбаюсь – мне весело».
Но стоит учесть тот момент, что в отличие от праздников, установленных кем-то, и когда-то, день Джумга, Рамадан-байрам и Курбан-байрам, являются частью религии.
Абдуссабур Хайрутдинов