Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей, предоставляя им возможность общения, получения информации и выражения своего мнения. Однако, влияние социальных медиа на неокрепшие умы не всегда бывает исключительно положительным. Рассмотрим плюсы и минусы данного явления.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей, предоставляя им возможность общения, получения информации и выражения своего мнения. Однако, влияние социальных медиа на неокрепшие умы не всегда бывает исключительно положительным. Рассмотрим плюсы и минусы данного явления.
Согласно данным специального исследования центра Pew Research, более 54% подростков признались, что им было бы очень сложно полностью отказаться от общения в социальных сетях и контента, который они предлагают.
Одним из основных плюсов общения в интернете для детей является возможность легкой и быстрой коммуникации с друзьями и родственниками, даже если они находятся на расстоянии. Виртуальный мир также может способствовать развитию социальной адаптации, творческого мышления и самовыражения.
Однако, негативные аспекты также присутствуют. Постоянное пребывание в интернете может привести к зависимости, утрате реальных контактов, отсутствию личной конфиденциальности и высокому риску столкнуться с онлайн-буллингом, воздействием негативного контента и сравнением себя с идеализированными образами других пользователей.
Жестокость детей, с появлением средств быстрой коммуникации, усилилась. Если раньше буллинг мог происходить над ребенком только в школе, то дома он мог почувствовать себя в безопасности. Но на данный момент явление «буллинг» перетек в «кибербуллинг». Теперь травля может существовать 24 часа в сутки, не давая чувство безопасности нигде. А анонимность в интернете позволяет многим безнаказанно издеваться, оскорблять и проявлять активную агрессию.
Кибербуллинг представляет собой акты запугивания и унижения, осуществляемые при помощи цифровых технологий. Он может происходить в различных онлайн-платформах. Данное явление все чаще встречается среди детей от 10 до 17 лет.
Демина Анастасия:
«Моя дочь Милана стала совсем другой с момента, когда мы подарили её первый смартфон. В возрасте 10 лет она стала уходить в виртуальный мир, проводя там большую часть своего времени. Милана стал избегать общения в реальной жизни, теряла интерес к учебе и начала испытывать комплексы из-за идеальных образов в соцсетях. А когда мы отбирали телефон, дочка устраивала истерики, которые, как мне кажется, слышал весь дом. Мы заметили изменения в ее поведении и приняли меры по ограничению времени, проведенного в социальных сетях, и обсудили с ней плюсы и минусы такого поведения. Решение давать сидеть в интернете не больше часа, оказалось эффективным».
Из плюсов виртуального мира можно выделить, что сетевая среда является мощным инструментом для социализации. Он обладает уникальной способностью помогать детям погружаться в современные технологии с самого раннего возраста, развивать навыки общения с друзьями и близкими, получать информацию о мире от новостей до познавательных материалов. Также они способствуют развитию уверенности в себе, творческих способностей, открывают новые увлечения и расширяют кругозор. Кроме того, социальные сети помогают избавиться от чувства изоляции и одиночества, обеспечивая возможность быть на связи с другими людьми в любое время.
Однако вместе с тем, одновременно феномен одиночества среди пользователей интернета укрепился очень сильно. Также можно выделить огромное количество минусов соцсетей на психику ребенка. Злоупотребление временем в онлайне, отсутствие общения в реальном мире, доступ к нежелательному контенту, общение с незнакомцами, взлом аккаунта и нарушение приватности.
Детский, семейный, возрастной психолог Александра Долгих:
«Многие родители боятся, что дети станут зависимыми от интернета. Действительно, такая ситуация может возникнуть, но только как симптом других проблем, например общения со сверстниками и в семье. Если у ребёнка нет интересного досуга и контекста для общения, если он постоянно предоставлен сам себе в скупой и неинтересной среде, где ему всё знакомо, — конечно, интернет станет его единственной отдушиной. Но если родители заботятся о среде вокруг ребёнка, наполняют её интересными встречами, событиями, занятиями и балансируют доступ к гаджетам — зависимость не наступит, потому что для неё нет причин».
Как же помочь ребенку правильно пользоваться соцсетями? Стоит выделить пару пунктов, которые нужно соблюдать: регулярно делать перерывы от экранов, установить временные ограничения на использование устройств и поощрение разнообразных видов досуга, встреч с друзьями, занятия хобби и другие формы активной деятельности помогут поддерживать баланс между онлайном и офлайном. Важно обучать детей безопасным онлайн-поведением, не делиться личной информацией и сообщать взрослым о любом подозрительном контакте.
Какой вывод можно сделать? Социальные сети могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие детей. Важно поддерживать баланс между виртуальным и реальным мирами, а также обучать детей безопасному и ответственному поведению в сетевой среде.
Махфуза Абдукаримова