«Ваш ислам очень интересный и разнообразный, – воскликнул как-то мой друг, когда наткнулся на книгу о мусульманских сектах. – Интересно, если я стану мусульманином, к кому я себя должен относить?». Мне как человеку, который не вчера пришел в ислам, ...
Мне как человеку, который не вчера пришел в ислам, понять его можно, ведь сам пророк предупреждал свою общину о разделении религии на различные течения. Проблема совсем в другом: необходимо знать, что все эти секты проповедуют свой путь религии и простому обывателю трудно разобраться, где истина, а где ложь. Мусульманские медиа-ресурсы сейчас заняты совсем другим, подразделяясь, в большинстве, на салафитские и суфийские – они выясняют отношения между собой, кто из них прав и чей ислам безупречен. А объяснять новоиспеченным мусульманам простые истины в исламе при таком разнообразии исламского вероучения становится все труднее. Поэтому и начинает молодежь искать тот ислам, «который более чист». Отсюда и радикализация.
Мы начинаем серию публикаций о сектах в исламе. В этой статье пойдет речь пока об одной тоталитарной секте, свойственной лишь для наших краев, речь пойдет о файзрахманистах. Интересно, но факт: сколько бы о них ни говорили и ни объясняли их деструктивную сущность, они все равно чувствуют себя вольготно и живут «по своим правилам».
Файзрахман-«пророк»
Основателем этой секты является Файзрахман Саттаров. Он в советское время являлся представителем «официального мусульманского духовенства». Он был одним из немногих мусульман, кому было разрешено закончить Бухарское медресе. Здесь Саттаров проучился 9 лет. Затем он работал имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе, Октябрьском. В 1970-е годы был заместителем муфтия ДУМЕС в Уфе. С конца 1980-х годов Файзрахман Саттаров начал целенаправленно создавать собственное религиозное течение и объявил себя мессией на земле – пророком. Неадекватность его поведения и восприятия действительности оттолкнула от этой группы многих людей, особенно выходцев из интеллигенции и имеющих мало-мальское образование. В одно время секта стала достаточно многочисленной, объединила в своем составе многих представителей из различных слоев общества.
Как сообщают источники, Файзрахмана Сатарова приближенные сподвижники называют Насрулла, который якобы видит во сне Аллаха и получает от него указания. Он ведет диалог со своей паствой в своих владениях, переступив которые, уже возврата обратно из него нет. У них некое «государство» площадью в несколько соток в Казани по адресу ул. Торфяная, 41б. Сколько населения сегодня в этом крошечном «государстве», сосчитать невозможно: с каждым годом у них появляются новые адепты, к сожалению, из социально незащищенных слоев населения. Они до того активно обрабатывают новых своих сторонников, что те с удовольствием продают свое жилье и перебираются к ним, при этом отдавая все вырученные деньги. Также невозможно отследить и рождаемость в этой «стране» Файзрахман-пророка: детей рожают там, так как они не признают светскую власть и все что с ней связано. Поскольку ислам побуждает к многодетности, то, начиная с 1998 года, когда они обосновались в своем «убежище», уже, наверное, подрастает поколение настоящих файзрахманистов. Когда мы задались вопросом, откуда они берут средства к существованию, то выяснили, что у них есть целая сеть бизнесменов, так называемых мирян, которые с благословения своего «пророка» поставляют провизию и все необходимые вещи. Эти люди занимаются довольно-таки успешным мини-бизнесом в виде пекарен, десятую часть заработка отдают в общую казну на нужды секты. Так что эта цепочка здорово работает. Есть и проповедники, которые «выходят» в этот мир искать себе сторонников. Они ходят по мечетям, домам и посещают деревни.
Искусство верить по-файзрахмановски
Их искусство верить в Аллаха по-своему, через своего пророка Файзрахмана, уже ясно доказывает их уход от основной концепции ислама, так как Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, последний пророк и посланник. Они категорически отрицают официальное духовенство за сотрудничество со светской властью и называют их «неверными». Они отказываются от медицинских услуг и государственного образования, утверждают, что идут истинным путем, следуя заветам Корана и Сунне Пророка.
Чтобы привлечь к себе сторонников, они отмечают, что есть существенная разница между словами «посланник» и «пророк» и эти понятия следует применять по-разному: одно для Мухаммада, другое для Файзрахман бабая. Так, Файзрахман бабай – лишь пророк, в смысле – проповедник, не получающий слова Аллаха. Они находят в Коране аяты, которыми апеллируют и доказывают разницу между этими понятиями. Но все богословы в исламе эти понятия по отношению к пророку Мухаммеду не разделяют и считают его последним и пророком и посланником.
Их последователи утверждают, что они видят в своих снах, как Файзрахман бабай общается с пророком, тем самым укрепляя свою веру в его святость. Основные постулаты их сводятся к тому, что мусульманин должен быть скромным и одеваться просто. Еще одной особенностью файзрахманистов является соблюдение субботы. У них в этот день даже посуду нельзя мыть. Они утверждают, что существует достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк Мухаммад по субботам занимался богоугодными делами: читал Коран, молился, раздавал милостыню. Они абсолютно отрицают мазхабы – правовые школы мусульман.
Приверженцы этой секты не поддерживают родственные связи. А как известно, в исламе им уделяется особое внимание. Это лишь некоторые отличительные особенности искусства верить по-файзрахмановски.
Интересны наблюдения из жизни сторонников этих сект. Есть история, рассказывающая о том, что когда Файзрахман Саттаров учился в Бухаре, как-то он шел по улице со своим товарищем. От трамвая проехавшего рядом от тока образовались искры. Он придал этому такое внимание и отметил это как знамение Аллаха.
Еще один случай с его сторонниками произошел в конце 90-х, когда на рынке е не было понятия халяльной-продукции. Один мусульманин увидел людей стоящих в чалме и мусульманском одеянии продающих колбасные изделия. Когда он подошел с надеждой купить халяльные колбасные изделия, то там он их не обнаружил, а в составе колбас была свинина. Узнав, почему они продают данную колбасу, сторонники секты отметили, что им это разрешено.
Эпилог
Как к этому относиться: рано или поздно это кончится само собой или это нас не касается? Но этот мир устроен так, что если общество больно в одном месте и не получает лечения, болезнь со временем перекинется на другое. Но когда боль возникнет в другом месте, не будет ли поздно лечить болезнь? Жалко людей, которые попадают в сети этих тоталитарных сект, особенно если это ни в чем не повинные дети. Поверьте, есть матери, которые навсегда потеряли своих сыновей и дочерей лишь потому, что дети стали адептами секты. Сколько таких сломанных семей? С каждым годом все больше.
Нияз Даминов