Мы продолжаем публикацию статей о деструктивных сектах, которые в своей сущности лишь усугубляют положение всего мусульманского сообщества, хотя, на самом деле, их сторонники немногочисленны. Но то, что от кучки мусульман страдает вся умма, – это факт.
Ведь когда у нас обвиняют Ислам в разных «измах», население страны начинает настороженно смотреть на всех мусульман, без разбора. Бросим свой взгляд в историю: пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, никогда не выбирал деструктивный путь в своей проповеднической деятельности, а выбирал созидательный, тот путь, который служил украшением Ислама, тот путь, который не отворачивал людей от Ислама, а приближал к нему. Одно дело исповедовать религию, другое проповедовать ее. Но то, на чем строится идеология «такфира», явно не назовешь созидательным и логичным.
Взгляд на «такфир»
Сегодня российская умма больна как никогда, не едина, как всегда. Видимо, Всевышний предписал такой путь развития ислама в стране. Вдобавок к этому, в последнее время в умме появились люди, обвиняющие мусульман, придерживающихся своих традиционных ценностей, в неверии. Большинство их – молодые люди, у которых нет должного исламского образования, изучившие пару переведенных на русский язык брошюр современных ученых, не вдаваясь при этом в подробности таких предметов исламских наук, как фикху-сира, фикху-сунна, тафсир, и порой не владея арабским языком, не зная ни одного слова, а лишь несколько сур Корана. А ведь религия Ислам – это не только вера, но и мудрость. Поэтому пророк, мир ему и благословение Всевышнего, разъяснял аяты Священного Корана своими изречениями. Поэтому такой ученый как имам ан-Навави разъяснял смысл изречений пророка. А до него этим занимались и имам Ахмад, Абу Ханифа, имам аш-Шафигый, имам Малики и другие ведущие классики мусульманской истории.
А ведь обвинение в «такфире», или в неверии, одного из мусульман – очень опасная вещь в религии. Не зря пророк, мир ему и благословение Всевышнего, отмечал, что если один мусульманин обвинит другого мусульманина в неверии, оно будет «висеть» над ними, пока не коснется одного из них. Нельзя исключать возможность возвращения этого слова к сказавшему его. Об этом нельзя забывать. Поэтому не стоит это слово произносить понапрасну. Поверьте, Мухаммад, мир ему благословение, не занимался делением мусульман на «своих» и «чужих», хотя, как видно из его сиры – жизнеописания, сподвижники имели разные взгляды, но, тем не менее, они оставались для него всегда мусульманами. Пророк знал, что эта прерогатива Всевышнего Аллаха, ибо он ведает умами и сердцами людей.
Суть «такфира»
Эта концепция не нова в истории ислама, хариджиты, появившиеся на заре становления Ислама грешили этим. И тогда тоже от этого страдали обычные мусульмане. Идеология «такфира», как утверждают современные видные мусульманские богословы, проистекает от неграмотности самого мусульманского сообщества и лени современной молодежи, нежелания углубленно изучать исламские науки, преподавание которых, к сожалению, пока в России не поставлено на прочную основу. Поэтому их призыв характеризуется буквализмом и противоречит здравому смыслу. Черта этой идеологии – выступать против всех традиционных установок. Поэтому сторонники этого течения невежественны в своих высказываниях и нетерпимы к другим мусульманам.
Современные «такфировцы» появились в середине 1970-х годов в Египте, когда возникла группировка «Ат-Такфир ва-ль-хиджра», тем самым сформулировав свою программу: «обвинение в неверии» (такфир от слова куфр – «неверие») того общества, в котором живут члены группировки, и изоляция от него в результате «исхода».
В исламский мир, начиная с того дня, пришла еще одна напасть, смысл и масштабы которой мусульмане стали понимать только сейчас. Появилась секта, которая доказывала свое правоверие не глубоким знанием Корана и Сунны, не какими-то благими деяниями, не благочестием и аскетизмом, а очень просто – провозглашением неверными всех других мусульман.
Эпилог
Ислам – религия логических суждений, мудрых наставлений, и главная задача мусульманина в этом мире – быть примером, который послужит в наставлении людей на прямой путь, а не отвернет от него. Когда мы говорим с вами о богобоязненности, то следует понимать, что мы должны быть богобоязненны и в словах, и не дай Аллах – обидеть своего брата в Исламе, обвинив его в неверии. Это слово опасно, особенно когда оно произносится вслух, причем без веских оснований. Одумайтесь!
Нияз Даминов