Сегодня Ислам в Татарстане до того интересен, что его, кто только из экспертов не берется изучать. Конечно, прежде всего, пытаются изучить установившиеся религиозные тенденции Ислама в Татарстане, но ведь эти тенденции задают его последователи, поэтому, скорее всего, они сталкиваются с изучением мусульманской прослойки населения.
А им надо отдать должное, кого только нет в татарской умме. Они не едины во взглядах, по-разному относятся к реалиям этой жизни, и, что интересно, по-разному понимают Ислам, каждый, в силу своих знаний.
Разноликий татарский ислам
В эпоху президентства Минтимера Шаймиева у татарского Ислама в лице Рафаэля Хакимова прорисовывались европейские черты. Прежде, чем познакомиться с реальным носителем исламской доктрины – муфтием Республики, журналисты и эксперты из разных стран, из-за раскрученности бренда «евроислама», бежали к его идеологу Рафаэлю Хакимову, который любезно «промывал» им мозги о том, что это самая подходящая модель для татар, при этом он красиво приближал это понятие к «джадидизму». После него, они приходили к муфтию, который объяснял, что «евроислам» это лишь выдуманное понятие и журналисты немного недоумевали, так какой же Ислам у этих татар. Так и жили: интеллигенция и ученые в «евроисламе», духовенство в своем клерикальном мире, который, изредка, задавало тон государство, а обычные мусульмане в «своем» Исламе, причем в том, как они его понимали. Так как одноликого Ислама в Татарстане никогда не было, поэтому сегодня каждый из этих групп живет в своих понятиях о нем.
Конечно, с уходом старого муфтия и приходом нового, была скорректирована траектория развития клерикального Ислама, что, в свою очередь, частично сказалось и на всей умме. Многие имамы, а за ними и некоторая часть последователей, начали адаптацию к политике нового мусульманского руководства, но эта тенденция для татар стара. Когда необходимо было стать коммунистами, большая часть светлой интеллигенции начала 20 века, забыв, что они проучились в медресе, спокойно приняли эти идеалы, и пошли сносить минареты с мечетей, превращая их в клубы партсобраний. После исторического падения Казани и взятием его Иваном Грозным, время научило татарский народ адаптироваться к любым трудностям. Но все же, как, ни крути, сегодня, складываются новые тенденции в татарском исламе.
Экономикой по Исламу
С развитием мусульманской инфраструктуры в Татарстане, которая, кстати, очень вольготно себя чувствует, стало понятно, что Ислам это не только религия, но еще и экономика. Рано или поздно, эту карту должен был кто-то разыграть. Это удалось человеку, который отучился в Исламском университете в Малайзии и прекрасно знает, какие дивиденды приносит исламская ее модель. Речь идет о Ленаре Якупове, который сегодня возглавляет Агентство инвестиционного развития РТ, ко всему прочему, он является президентом некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов. Ему на деле удалось доказать, что пора обратить внимание и на эту составляющую Ислама, организовывая Международный саммит по мусульманским финансам и привлекая инвестиции с исламских стран. Когда президентом Татарстана стал Рустам Минниханов, который многое делает для развития экономики в России в целом, эта тема не должна была ускользнуть с его поле зрения. Так и произошло. Поэтому сегодня у татарского Ислама появилась решающая роль, и новое понимание: привлечь как можно больше инвестиций с мусульманских стран, но, при этом, начать развивать и ряд проектов исламской направленности в экономической сфере Республики.
Новая «визитная карточка»
Многие, наверное, заметили что «визитная карточка» Татарстана, которая в эпоху Минтимера Шаймиева была связана с понятиями межконфессионального согласия и толерантности, постепенно, начала исчезать с поля зрения Средств массовой информации. С организацией крупных международных саммитов по исламской тематике и проведением различных конференций затрагивающих мусульманскую тематику, сейчас о Казани и Татарстане больше говорят как о прогрессивном мусульманском регионе, который готов считаться с исламской экономикой. Если на начальном этапе развития татарского Ислама межконфессиональный тренд играл ему на руку, то теперь, он все отчетливее начинает примерять на себе экономические постулаты. Даже проведение всех спортивных соревнований, которые выигрывает сегодня Татарстан, заманивая голоса жюри понятием межконфессионального согласия, не обходится без главного – исламского фактора. А он в Татарстане разноликий. Пока такой бренд татарского Ислама привлекателен для всех. И каждый его использует для своего понимания. Поэтому неудивительно, если скоро у Татарстана появится новая «визитная карточка».
Султан Ахметов