Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Четверг
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Больны ли Вы интернетом?

Дата: 19.10.2024 Версия для печати
Больны ли Вы интернетом?

 Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей… И тут на помощь приходит сеть. Место, где вам рады, где вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников.

 

Озабочены ли Вы интернетом (думаете ли вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)? Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети? Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?

Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом? используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Если да, то вы можете смело причислить себя к интернет-зависимым людям, которые мало осознают, что злоупотребление интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессией, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы. Недаром главный муфтий Египта назвал социальные сети типа «антиисламскими», а тех, кто их использует – грешниками. Такие сайты дискредитируют семейные ценности и способствуют росту числа разводов, считает он.

Причиной столь резких высказываний стала египетская статистика разводов, опубликованная в СМИ. Она показала, что в каждом пятом случае супруги расставались из-за социальных сетей. Если один из супругов имел аккаунт на ресурсах, второй подозревал его в изменах и подавал на развод.

Как отмечает статистика, пользователи с серьезными психологическими проблемами могут пойти по «простому» пути, избрав виртуальное общение как основное и усугубив таким образом свои проблемы.

Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей… И тут на помощь приходит сеть. Место, где вам рады, где вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников.

Зачем поддерживать старые связи, зачем думать о повседневных проблемах и строить реальные отношения, когда есть такая возможность быть выслушанным и понятым?

И World wide web может стать настоящей паутиной, из которой очень нелегко вырваться. Что делает интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности? Как отмечают исследователи, во-первых, возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.). Во-вторых, возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я» и т.д.). В-третьих, чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, т.к. в любой момент можно найти нового). В-четвертых, неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм»).

Вообще, понятие интернет-зависимости было впервые введено в начале 1990-х для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию интернета. Собственно зависимость – это стремление постоянно переживать некое состояние, за которое клиент готов платить как деньгами, так и негативными последствиями.

Важно понимать, что зависимость – это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым человеком необходимы для того, чтобы ему помочь. Как отмечают психологи, основной принцип лечения зависимости – замещение. По их мнению, преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром. В этом процессе очень важна поддержка и помощь близких.

«Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

  • киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  •  пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети;
  • навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участие в аукционах;
  • информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

  • компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры.

  Как распознать появление у человека кибер-зависимости? Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения, когда нет рядом компьютера, ложь работодателям и членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой – вот те основные психологические симптомы, по которым можно распознать Интернет-зависимых.

И как ни странно, психологи в один голос утверждают, что зависимость от социальных сетей сродни любой другой – алкогольной и наркотической. Действительно, люди втягиваются в виртуальное общение: перестают есть, спать, добросовестно работать… Многие сидят в социальных сетях часами, забывая про важные дела.

По словам известного психотерапевта Павла Пономарева, приверженец сети приравнивает свое материальное и психическое благополучие к тому месту, которое он занимает в сети. Так, какой-нибудь НИК может быть больше почитаем, популярен и востребован, чем робкий, плохо одевающийся человек, который скрывается за этими виртуальными буквами. «сеть, являясь больше виртуальным пространством, а не материальным, не способна давать всю гамму чувств, которая необходима человеку для нормального психического функционирования. Следовательно, произойдет усиление одних чувств, с параллельным отмиранием других. Именно совокупность новых чувств может повлиять на крупные демографические и экономические изменения в обществе», – заключает он.

Тот, кто однажды «подсел» на соцсеть, как правило, уже не в силах ее покинуть. Примеров огромное множество. Пожалуй, каждый имеет в активе хотя бы одно удаление своей страницы, но спустя некоторое время он возвращается и восстанавливает ее.

Что и говорить, но ведь каждому должно быть страшно при мысли о том, сколько он мог бы сделать созидательного, не зайди он сюда разок-другой в течение дня.

С точки зрения Ислама, то, что отвлекает мусульманина от его первостепенных обязанностей, является богопротивным делом, из-за которого каждый из нас понесет, в конечном счете, урон. Человек не создан просто так. Он создан для служения Всевышнему Аллаху. Всевышний сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Коран 23:115).

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56).

Есть среди мусульман и те, кто оправдывает свое нахождение в соцсетях: там они якобы занимаются полезным для религии делом – создают многочисленные так называемые «исламские группы», делают дагват, критикуют и уличают во лжи исламофобов и т.д. Но на сегодняшний день много книг, находящихся в свободной продаже, также в интернете есть независимые информационные сайты об исламе с возможностью задать вопрос и получить на него компетентный ответ. Призывать к исламу через интернет хорошо, но зная меру во времени и отдавая приоритеты более эффективным методам, например, воспользоваться телефоном или, на крайний случай, скайпом или почтой.

Да, нельзя игнорировать пользу, которую привносит интернет. И конечно, всё, что идет на пользу людям, способствует рационализации жизнедеятельности и распространению знаний, наша религия только приветствует. Если ложь, клевета, порнография и прочие недостойные вещи запретны в реале, то точно так же их нельзя делать в сети.

Но нельзя забывать и то, что ислам не этнический компонент. Наша религия не сводится к посещению мечети по пятницам и формальному соблюдению ритуалов, как многие в нашей стране полагают. ислам – это образ жизни. Мы каждый день своими реальными делами и поступками, своим поведением и манерами – всем своим существом должны доказывать, в первую очередь самим себе, что мы – мусульмане, люди, заботящиеся о своем времени ради довольства Аллаха и являющиеся активными участниками реального социального процесса.


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф