В жизни человека бывают разные ситуации. И иногда люди друг у друга берут в долг. По ряду причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В Исламе деньги, взятые в долг, обязательно должны быть возвращены. Долг это такое бремя, которое человек даже забирает в иной мир, где с него спросится за него. Но самое интересное, что в религии давать в долг – это не просто привилегия, но и еще присуждаемая большая награда. А еще больше награды за то, чтобы облегчить должнику его бремя.
В жизни человека бывают разные ситуации. И иногда люди друг у друга берут в долг. По ряду причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В Исламе деньги, взятые в долг, обязательно должны быть возвращены. Долг это такое бремя, которое человек даже забирает в иной мир, где с него спросится за него. Но самое интересное, что в религии давать в долг – это не просто привилегия, но и еще присуждаемая большая награда. А еще больше награды за то, чтобы облегчить должнику его бремя.
Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сам брал в долг, об этом сообщается в известном хадисе Абу Хурайры, приводимом в сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима. Но самое интересное, что в религии давать в долг – это не просто привилегия, но и еще присуждаемая большая награда. А еще больше награды за то, чтобы облегчить должнику его бремя.
Имам аш-Шаукани сказал:
«О достоинстве давать взаймы говорится во многих хадисах. Кроме того, общие смыслы коранических аятов и пророческих хадисов однозначно указывают на достоинство взаимовыручки, решения проблем мусульман, избавления их от печалей и оказания им помощи во время нужды и трудности. Нет никаких разногласий между мусульманами в том, что эти действия согласуются с Шариатом».
В Коране сказано:
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!»
- сура «Корова», аят 280.
Предлагаем вам ознакомиться с пятью хадисами, побуждающими задуматься о проявлении снисходительности к должнику.
Хадис первый
Абу Умама Асад ибн Зурара сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Тот, кто хочет радоваться тем, что Аллах укроет в Своей тени в День Воскресения, тогда, когда нет другой тени кроме Его тени, пусть он даст отсрочку должнику или простит ему долг» - передал ат-Табарани.
Хадис второй
От Мухаммада ибн Кааба аль-Курази передают, что Абу Катада одолжил денег одному человеку, а когда пришло время возвращать долг, тот человек стал скрываться от него. И однажды Абу Катада пришел к нему домой, и ему открыл мальчик. Он спросил его, дома ли тот человек, он ответил, что он дома и сейчас обедает. Тогда Абу Катада позвал его громким голосом: «О такой-то! Выходи, мне сказали, что ты дома». Тот человек вышел и Абу Катада сказал: «Почему ты прячешься от меня?». Он ответил: «У меня сейчас денежные трудности и я не могу выплатить свой долг». Он переспросил: «Ты действительно в трудном положении?». Тогда тот ответил: «Да». Абу Катада заплакал, а потом сказал: «Я слышал как посланник Аллаха мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто дает отсрочку должнику или прощает долг, будет находится в тени Трона в День Воскресения» - передали имамы Ахмад и Муслим.
Хадис третий
Хузайфа ибн аль-Яман передал слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «В День Воскресения к Аллаху приведут одного из его рабов и спросят: «Какие дела ты совершал ради Меня в своей жизни?». Он скажет: «О Господь, за всю свою жизнь я не сделал ни одного дела ради Тебя, даже весом с пылинку». И так он скажет трижды, а на третий раз добавит: «О, Господь, ты дал мне состояние и я был торговцем и был снисходительным. Я предоставлял легкие условия и предоставлял отсрочку должникам. Если они претерпевали трудные времена». Аллах скажет: «У меня больше прав давать легкие условия. Поэтому входи в Рай» - передано имамами аль-Бухари, Муслимом и Ибн Маджа.
Хадис четвертый
Абдулла ибн Сахль ибн Ханиф передал со слов Сахля, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто помогает человеку находящемуся на пути Аллаха, или холостяку, или испытывающему денежные затруднения, или рабу, подписавшему договор о выкупе своей свободы, того Аллах осенит Своей тенью в День Воскресения, тогда когда нет другой тени, кроме Его тени» - передал аль-Хаким, хадис с достоверным иснадом.
Хадис пятый
Убада ябн ас-Самит сообщил: «Мы с моим отцом пошли искать знания в одном из районов ансаров, до того как они погибли. Первым мы встретили Абу аль-Юсра, сподвижника Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, и с ним был его слуга. При себе у него было несколько свитков. И мой отец сказал ему: «Вижу, что ты чем-то рассержен». Он ответил: «Да. Один человек взял у меня денег в долг. Тогда я пришел к нему, поприветствовал его семью и спросил, дома ли он. Они ответили: «Нет!». Однако ко мне вышел его сын, и я спросил его: «Где твой отец?». Он сказал: «Он услышал твой голос и спрятался под кроватью моей матери». Я прокричал: «Выходи, я знаю, где ты!». А когда он вышел, я спросил его: «Почему ты прячешься от меня?». Он ответил: «Клянусь Аллахом, я скажу тебе правду. Упаси Боже, если я скажу тебе и солгу, и если пообещаю и не сделаю. Я был сподвижником Пророка и испытывал денежные трудности». Я переспросил: «Ты действительно в трудном положении?». Он ответил: «Да, клянусь Аллахом». Потом он принес сверток, где было написано долговое обязательство, и он его уничтожил, сказав: «Если у тебя будет возможность, ты его мне вернешь, в противном случае я тебя освобожу от него. Я видел своими глазами и слышал своими ушами, как Посланник Аллаха сказал: «Кто даст отсрочку пребывающему в трудном положении или простит ему (долг), того укроет Аллах под Своей тенью» - передано в «Сахихе» Муслима.
Но не стоит забывать и о том, что долг – платежом красен. Пророк сказал:
«Какой бы человек ни взял в долг, решительно не намереваясь возвращать его хозяину, он предстанет перед Аллахом как вор».