Начиная с 2001 года в столице Великобритании закрылись 500 церквей разных христианских конфессий. В то же время за последние годы в Лондоне открылись 423 мечети и исламских центра. В городе действуют 100 судов шариата, которые были учреждены при мечетях.
Появление этой параллельной судебной системы стало возможным благодаря Акту о британском арбитраже (англ. British Arbitration Act) и системе альтернативного разрешения споров (англ. system of Alternative Dispute Resolution).
Великобритания: мультикультурализм как причина исламизации
По мнению исследователей, Британия «все больше и больше приобретает исламское лицо», а политика мультикультурализма, которую в последние годы реализует британское правительство, подпитывает исламский фундаментализм.
«Мусульманам не нужно становиться большинством в Великобритании. Им просто нужно постепенно исламизировать важнейшие города. Изменения уже происходят», — говорится в сообщении на сайте исследовательского центра.
Аналитики Gatestone Institute отмечают также, что в ряде случаев под мечети приспосабливают превращают здания бывших христианских церквей. Растет число коренных британцев, принимающих ислам.
В сообщении отмечается, что в своем публичном выступлении одни из ведущих британских судей Джеймс Мунби (James Munby) заявил, что христианство больше не оказывает влияния на суды, и они должны быть мультикультурными. На практике это означает рост влияния ислама. Бывший архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс (Rowan Williams) и председатель Верховного суда лорд Филлипс (Lord Phillips) также высказывались за то, чтобы британская судебная система должна включать в себя элементы законов шариата.
Эксперты отмечают, что британские университеты также поддерживают рост влияния исламских судебных традиций. Так, в методическом пособии «Приглашенные лекторы в высших учебных заведениях» говорится, что во время проведения мероприятий «ортодоксальные религиозные группы» могут разделять мужскую и женскую аудитории. Во время одного из таких мероприятий в Лондонском женском университете Queen Mary женщинам пришлось пользоваться отдельным входом, они были вынуждены сидеть в комнате, не имея возможности задавать вопросы.
Исламское общество в Лондонской школе экономики провело торжественное мероприятие, в ходе которого женщины и мужчины были разделены семиметровой панелью.
Маулана Сайед Раза Ризви (Maulana Syed Raza Rizvi), один из наиболее влиятельных исламских проповедников в Британии, подтверждает выводы американских социологов. «Лондон [сейчас] является более мусульманским [городом], чем многие исламские государства вместе взятые», — цитирует его сайт организации. Воле Шойинка (Akinwande Oluwole “Wole” Soyinka), нигерийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, высказался более резко; он назвал Великобританию «помойкой для исламистов».
После недавнего террористического акта в Вестминстере мэр Лондона Садик Хан заявил: «Террористы не могут противостоять лондонскому мультикультурализму».
Британские мусульмане
В сообщении приводятся примеры превращения христианских церквей Лондона в мечети.
Так, египетская мусульманская община выкупила здание Объединенной церкви Хайят и приспособила ее под мечеть. Бывшая методистская церковь на Брик Лэйн теперь носит название Мечети на Брик Лэйн.
Число обращающихся в ислам из христианства удвоилось, отмечается в сообщении. При этом зачастую новообращенные становятся последователями крайних радикальных течений в исламе. Такой путь проделал, например, Халид Масуд (Khalid Masood), осуществивший недавний теракт в Вестминстере.
В 2016 году перешел в ислам посол Великобритании в Саудовской Аравии Саймон Коллис (Simon Paul Collis), кавалер британского рыцарского ордена Святого Михаила и Святого Георгия. Дипломат предпринял паломничество в Мекку, став первым британцем, совершившим хадж.
В Бирмингеме, втором по величине британском городе, местная исламская община обратилась к городским властям за разрешением транслировать призывы к мусульманам на молитву по громкой связи трижды в день.
За период с 2012 по 2014 годы доля британцев, которые идентифицируют себя как прихожане Англиканской церкви, снизилась на 1,7 млн человек — с 21% до 17%. За это же время, согласно результатам исследования, проведенного институтом социальных исследований NatCen, число мусульман выросло почти на миллион.
Самыми мусульманскими городами Великобритании исследователи называют Бирмингем, Брэдфорд, Дерби, Дьюсбери, Лидс, Лестер, Ливерпуль, Лутон, Манчестер, Шеффилд, Уолтем Форест и Тауэр Гамлетс. По доле мусульманского населения лидируют Манчестер (15,8%), Бирмингем (21,8%) и Брэдфорд (24,7%). В Брэдфорде и Лестере половина детей родились в мусульманских семьях.
Иннес Боуэн (Innes Bowen), колумнистка в лондонском издании The Spectator, считает, что только две из 1700 мечетей в Британии сегодня следуют модернистской интерпретации ислама, которую принято противопоставлять фундаменталистским течениям. Ваххабиты контролируют шесть процентов мечетей в Великобритании, а фундаменталисты деобанди (последователи суфийской ветви ислама, которая характеризуется строгим следованием предписаниям шариата и критическим отношением к нововведениям) — до 45%.
Согласно опросу британского Центра знаний, треть британских мусульман не чувствуют себя «частью британской культуры».
В 2015 году наиболее распространенным именем в Англии стало имя Мохаммед, включая различные варианты написания, такие как Мухаммад и Мохаммад.