Вопрос. Можно ли детям, не достигшим половой зрелости, совершать молитвы в мечети? Они постоянно бегают и мешают остальным, люди из-за них не могут сосредоточиться.
Ответ. Да, детям разрешается чтение молитв в мечети. Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женщины приходили с детьми, и сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я хотел бы дольше читать молитву, но плач детей не дает мне этого делать».
Вопрос. Как должен совершать молитву больной, если он не в состоянии совершать её стоя?
Ответ. Больному надо совершать обязательную молитву стоя, даже в согнутом виде, а если необходимо, опираться на стену, палку или иную опору. Если он не может совершать молитву стоя, то совершает ее сидя.
А если он не может совершать молитву сидя, то молится лежа на боку, обратив лицо к Кибле, желательно на правом боку, а если больной не может направить лицо в сторону Киблы, то молится в том положении, котором находится, и его молитва будет правильной и не надо повторять ее.
Если больной не может совершить молитву лежа, на боку, то молится лежа, на спине, обратив ноги в сторону Киблы и желательно немного приподнять голову, чтобы лицо было направлено в сторону Киблы. Если он не в состоянии направить ноги в сторону Киблы, то совершает молитву в том положении, в котором находится, молитва засчитывается и не надо ее повторять.
Больной должен совершать в молитве руку’ и суджуд, а если не в силах делать этого в полной мере, то просто склоняет голову вместо этих действий; при суджуде наклон – ниже, чем в руку’, однако, если он в силах совершить руку’, но без суджуда, то он выполняет его и кивает головой вместо суджуда, и наоборот, если он в состоянии выполнить суджуд, но не руку’, то делает его, а взамен руку’ склоняет голову.
Вопрос. Разрешается ли совершать молитву сидя в автобусе?
Ответ. Если нет уважительных причин, то совершать молитву в положение «сидя» в любом виде транспорта - не дозволяется. Уважительными причинами могут быть: а) опасность для жизни; б) опасность потери имущества; в) болезнь и т. п. При подобных существенных причинах, молитву можно исполнить сидя на полу, или сидя на сиденье (забравшись с ногами) и обозначать наклоны и поклоны в сторону Киблы.
Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, они могут совместить две молитвы.
Вопрос. Можно ли брать тахарат водой, если к ней прикасалась кошка?
Ответ. Если во рту кошки не было никаких явных нечистот, как, например кровь, то вода оставшаяся после питья кошки считается чистой. Яхйа передал от Малика, а тот - от Исхака ибн Абдуллы ибн Абу Талха, а тот - от Хумайды бинт Аби Убайда ибн Фарва, что её родная тётя Кабша бинт Ка‘б ибн Малик, которая была женой сына Абу Катада аль-Ансари, сказала ей, что однажды Абу Катада навестил её и она налила ему немного воды, предназначенной для вуду. Тогда же подошла кошка, чтобы испить из неё, и он наклонил сосуд, чтобы дать ей испить. Кабша продолжала: «Он увидел, что я смотрю на него, и спросил: «Ты удивлена, дочь моего брата?». Я сказала: «Да». Он ответил, что Посланник Аллаха, да будет ему мир от Аллаха и его благословение, сказал: «Кошки - не грязные. Они смешаны с вами». (Муслим).
Яхйа сказал, что Малик сказал: «В этом нет никакого вреда, пока кто-нибудь не увидит нечистоту во рту у кошки».
Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привёл слова своей матери, о том, как её хозяйка послала её с блюдом (Харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Аиша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они - ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка».
Вопрос. Я слышала, что ахшам намаз надо читать очень быстро и не оставлять эту молитву на долгое время, потому что может выйти её время. Когда заканчивается время ахшам намаза?
Ответ. Время закатной (вечерней) молитвы начинается с заката солнца и продолжается пока не исчезнут красные сумерки. ‘Абдуллах ибн ‘Амр сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Время для закатной молитвы начинается с захода солнца, и заканчивается с исчезновением сумерек» (Муслим).
Абу Муса рассказал, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно времен молитв, и он упомянул хадис, в котором говорится, что он велел совершать закатную молитву после захода солнца и, на следующий день он совершил эту молитву, когда красные сумерки заканчивались, и сказал: «Время (для закатной молитвы) - между этими двумя отрезками».
В своих комментариях к «Сахиху» Муслима, ан-Навави сказал: «Это исследованное мнение ученых наших товарищей (Шафи’итов), которые говорят, что позволяется задержать ее, пока не исчезнут сумерки. Разрешается начинать молитву в любое время в течение этого периода. Нет никакого греха в задержании этой молитвы с ее самого раннего времени». Относительно ранее цитированного хадиса, в котором Джабраил руководил молитвой и совершал закатную молитву в то же самое время в оба дня, это только показывает, что очень желательно совершать закатную молитву, как можно раньше. Об этом ясно свидетельствуют другие хадисы:
Ас-Са’иб ибн Йазид рассказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя община всегда будет на верном пути, пока будет совершать закатную молитву прежде, чем появятся звезды». (Ахмад; Табарани).
В «Муснаде» Ахмада рассказывается от Абу Аййуба аль-Ансари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте закатную молитву, когда постящийся человек разговляется, и когда начинают появляться звёзды».
В «Сахихе» Муслима передается от Рафа’ ибн Хадиджи: «Мы совершали закатную молитву с посланником Аллаха, и одни из нас уходили (впоследствии) и могли все еще видеть, куда он стрелял из лука, (потому что было еще светло)».
В «Сахихе» Муслима приводится от Саламы ибн аль-Аку’, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал закатную молитву, когда солнце закатывалось и исчезало (за горизонтом).
Вопрос. Разрешается ли продавать воду?
Ответ. Воды морей, рек и озер предназначена для всех людей без исключения. Поэтому продажа воды, которая находиться в водоеме, созданном Аллахом, не разрешена.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вода, пастбища и огонь является общим имуществом всех людей». А если человек сам выкопает колодец, родник или сделает водоем и т.п., то в этом случае это становится его имуществом и продажа воды для него с этого источника разрешается по исламу.
Также дозволена продажа воды из общих источников в том случае, если человек приложил усилия по доставке, упаковке, очистки и т.п. действиях. Доказательством этого является слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если один из вас нарубит дрова и продаст их, это лучше для него, чем спрашивать у людей, которые могут дать и могут отказать». Также когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, там был колодец, называвшийся «Руматун», владельцем которого был еврей. Этот еврей продавал воду из этого колодца. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил законность этого, т.е. продажи и покупки воды. Через некоторое время ‘Усман, да будет доволен им Аллах, купил этот колодец и дал на пользование мусульманам.