Что говорят учёные о протирании обычных носков во время омовения? Объясните пожалуйста какие носки разрешается протирать (делать на них масх)?
Есть различные мнения о допустимости протирать (масх) обычные шерстяные или нейлоновые носки.
А) Многие исламские учёные постановили, что разрешается протирание таких носков при определенных условиях. Если эти условия не выполнены, то протирать обычные носки нельзя. Следовательно, это означает, что большинство типов носков не подходят для их протирания.
Несмотря на это, Саид Абуль 'Аля Маудуди заявляет, что можно протирать любые носки без всяких условий.
Б) Тем учёным, кто считает допустимым протирание (масх) только при опредёленных условиях, он отвечает: «Я неоднократно пытался и очень старался найти источники этих условий в Сунне, но безуспешно. В Сунне утверждается лишь, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) делал протирание (масх) носков и сандалий. Кроме сборника ан-Насаи, все сборники хадисов, в том числе и Муснад Ахмада, содержат хадис, переданный Мугирой ибн Шу'ба (радиаллаху 'анху), что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) во время омовения протёр носки и сандалии. Сказано у Абу Дауда, что 'Али, Абдуллах ибн Мас'уд, Бара ибн 'Азиб, Анас бин Малик, Абу Умама, Сухаиль ибн Са'д и 'Умар ибн Хурайс (радиаллаху 'анхум) протирали носки.
Передаётся, что такой же была практика 'Умара и 'Аббаса (радиаллаху 'анхума). Более того, Ибни 'Аббас и Анас бин Малик, сообщают через Увайса ибн Ауса (рахматуллахи 'алейхи) в книге «Тахави», что Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) протёр только сандалии, даже про носки ничего не сказано. Так же поступал и 'Али.
Итак, рассмотрев все приведённые повествования, должно быть разрешено протирание (масх) поверх носков и носков с обувью, также как разрешается протирать кожаные носки. В этих повествованиях Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) не упоминал никаких условий, которые определены учёными. Поэтому я вынужден заявить, что условия не имеют никакой основы. Учёные не могут устанавливать законы шари'ата. Следовательно, если кто-то решит не следовать этим условиям, то он не совершит греха».
Кроме Саида Абуль 'Аля Маудуди, такого же мнения придерживаются Ибн Теймия, Хафиз Ибн Кайим и 'Аллама ибн Хазам (рахматуллахи 'алейхим).
Уважаемый муфтий, я прошу Вас прокомментировать данный вопрос в свете шари'ата.
Ответ:
Аль джаваб билляхи ат-тауфик. (ответ с руководством Аллаха).
Согласно всем имамам муджтахидам, не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни. Ваше предположение, что в этом вопросе есть различные мнения среди исламских учёных, является неправильным. Напротив, все имамы-муджтахиды единодушны, что не допустимо протирание (масх) тонких носков. 'Аллама Kaaсaaни (рахматуллахи 'алейхи) пишет в книге «Бада'и ус-Сана'и», (первый том, страница 10): «По единодушному мнению ученых, если они (носки) настолько тонки, что сквозь них просачивается вода, тогда такие носки протирать не допустимо».
Коран требует мыть ноги. Исключение для этого правила может быть сделано только на основе мутаватир хадиса.
'Аллама ибн Нуджаим (рахматуллахи 'алейхи) пишет: «Не допустимо протирать тонкие носки, сделанные из пряжи или волос (шерсти). В этом нет никаких разногласий. Учёные имеют разные мнения только, если носки настолько толстые, что в них можно пройти один фарсах (три мили) или больше». («Аль-Бахр-ур-Раик», первый том, стр.192).
Из сказанного выше становится ясно, что ни одним из имамов мазхабов не считается допустимым протирание следующих типов тонких носков:
- Носки не толстые, так что сквозь них просачивается вода,
- Не держатся на ноге самостоятельно без завязок,
- В них невозможно пройти, не порвав их, достаточное расстояние.
Если носки не попадают во все три упомянутые категории, тогда только учёные имеют различные мнения. Что касается Са'ида Абуль 'Аля Маудуди, он выбрал точку зрения, отличную от большинства Уммы. В этом вопросе он ещё раз пошёл против ДЖУМХУРУЛЬ-ФУКАХА (большинства учёных фикха) и ошибся.
После анализа доказательств, которые он приводит, я пришёл к заключению, что он не приложил усилий для понимания сути вопроса. Далее, я вкратце привожу следующие объяснения.
В действительности, Коран предписывает нам совершать омовение определенным способом. В суре «Аль-Ма'ида», аят 6, ясно и чётко приказано мыть, а не протирать ноги. Аллах говорит: «О Верующие, когда Вы встаёте для намаза (то есть, когда Вы намереваетесь читать намаз, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки». (сура Аль-Маида, 5:6).
В вышеупомянутом аяте Аллах приказывает во время омовения мыть ноги. Это означает, что ни в коем случае нельзя протирать ноги, даже если носки сделаны из кожи. Тем не менее, с допустимостью протирать кожаные носки согласилась вся Умма. Она основана на неоспоримости тaвaaтур (подавляющего числа достоверных хадисов Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям)).
Если бы было только два или три повествования от Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям), этого было бы недостаточно для ограничения (таквид) общего применения аята Корана, из-за Ахбар-и-Ахад. (То есть несколько высказываний Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям) не являются весомым аргументом для ограничения действия аята).
Напротив же, хадисы о масах 'аляль хуффайн (протирании кожаных носков) определены таваатуром (большим числом передатчиков), что является весомым для конкретизации и уточнения аята 6 суры «Аль-Маида». То есть мыть ноги обязательно только в случае, если человек не в кожаных носках. По этому поводу имам Абу Ханифа (рахматуллахи 'алейхи) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет». («Аль-Бахр-ур-Ра'иг», первый том, стр. 173).
Более того, масах 'аляль хуффайн (протирание кожаных носков) подтверждено и утверждается более чем восьмидесяти сподвижниками Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям). Хафиз Ибн Хаджар (рахматуллахи 'алейхи) говорит в «Фатхуль Баари»:
«Большое число Хуффаз (знатоков наизусть огромного множества хадисов) объявило, что масах 'аляль хуффайн (протирание кожаных носков) установлено таваатуром. Некоторые из них сообщают, что они собрали и посчитали повествования от сподвижников Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям). Их оказалось более восьмидесяти. Десять из них рассказаны «'ашира-мубашира» (десятью сахабами, которым ещё при жизни Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) объявил в одном собрании, что они попадут в рай)». («Найлюль Аутар», первый том, 176 стр.). Хасан Басри (рахматуллахи 'алейхи) говорит: «Я встретил семьдесят сахабов, которые участвовали в битве при Бадре. Все они верили в (достоверность) протирания кожаных носков (масах 'аляль хуффайн)». («Талхисуль-Хабир», первый том, 158 стр., и «Бада'и ус-Сана'и», первый том, 7 стр.).
Если бы протирание кожаных носков не было установлено таваатуром или истифадхой (подавляющим числом достоверных хадисов), тогда нельзя было бы делать исключения (тахсис) для действия аята Корана, который приказывает мыть ноги во время омовения (вуду). Относительно этого, имам Абу Юсуф (рахматуллахи 'алейхи) пишет: «В приказе Корана может быть сделано исключение Сунной (практикой Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям)), только если она достигла уровня таваатур или истифада, как в случае с масах 'аляль хуффайн («Ахкаамуль-Куран Лиль Джассаас», второй том, 425 стр.).
В итоге, Аллах предписывает в Коране мыть ноги во время омовения (вуду). Из этого предписания не может быть никаких исключений или ограничений на основе нескольких повествований от Пророка (салляллаху 'алейхи уа саллям). Необходимо иметь непрерывную цепочку достоверных хадисов, как в случае с масах 'аляль хуффайн. Здесь был достигнут уровень таваатур. Также, касательно «хуффайн» (кожаных носков), таваатур утверждает, что сам Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) протирал их и разрешил другим поступать также. Помимо кожаных носков, протирание других типов носков не устанавливается таваатуром. Слово «хуфф» в арабском языке применимо только к носкам из кожи. Носки, сделанные из ткани, не называются «хуфф» в арабском.
Все Имамы Ижтихада единодушны во мнении о недопустимости протирания (масах) тонких носков.
Таким образом, разрешение протирать касается только кожаных носков (хуффайн). К другим типам носков применяется аят Корана о мытье ног. Однако, если материал носков настолько толст, что они похожи или лучше чем кожаные носки, то есть (а) сквозь них не просачивается вода, (б) они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге, и (в) в них можно пройти, не порвав их, по крайней мере, одну милю, о таких типах носков есть разногласие среди исламских учёных. Некоторые считают, что если носки имеют такие же свойства, как и кожаные, то допустимо их протирать. Другие говорят, что таваатур установил только протирание кожаных носков, следовательно, не допустимо протирать прочие типы носков.
Носки бывают трёх типов:
- «Хуффайн», (кожаные носки). Их можно протирать всеобщим соглашением на основании таваатура.
- Тонкие носки, не кожаные и не имеющие качеств кожи, сделанные от хлопка, шерсти или нейлона. Такие носки протирать нельзя, поскольку не установлено достаточным количеством свидетельств (хадисов), что можно не применять предписания Корана о мытье ног.
- Толстые носки, не сделанные из кожи, но имеющие качества кожи. Согласно некоторым учёным, допустимо протирать такие носки, но другие считают это не допустимым.
В заключение, в вопросе о протирании носков, не имеющих качеств кожи, нет разногласий среди исламских ученых. Все они сходятся во мнении, что протирать такие носки нельзя. Невозможно игнорировать предписание аята Корана (о мытье ног), пока допущение протирания не достигнет уровня таваатур, как в случае с «масах 'аляль хуффайн». Поэтому, условия, упомянутые исламскими учёными, не являются выдуманными. Они лишь утвердили уровень соответствия кожаным носкам.
Хадисы о протирании некожаных носков (джаураб)
После объяснения фундаментального принципа и его применения к сути нашего вопроса позвольте нам рассмотреть хадисы о протирании некожаных носков (джаураб). Во всех сборниках встречается лишь три хадиса, переданные Билялем, Абу Мусой Аш'ари и Мугирой ибн Шу'ба (радиаллаху 'анхум). Повествование Биляля приводится в книге "Му'жам Сагир" Табрани, а повествование Абу Мусы в сборниках «Ибн Маджа" и "Байхаки».
Однако, Хафиз Зайла'и (знаменитый хадисовед) в известном труде «Насбур-Рая» (первый том, 183-184 стр.) доказал, что оба иснада (цепь рассказчиков) дефектны и слабы. Касательно повествования Абу Мусы, имам Абу Дауд Саджастаани (рахматуллахи 'алейхи), автор «Абу Дауд», (одного из шести сборников достоверных хадисов) написал: «Цепь передатчиков (иснад) этого хадиса не непрерывна, а значит не достоверна». («Базлюль-Муджхуд», первый том, 96 стр.) Поэтому, нет необходимости в дальнейшем обсуждении этих двух хадисов.
Третий хадис, переданный Мугирой ибн Шу'ба, приводится у имама Тирмизи (рахматуллахи 'алейхи), как хороший. Некоторые выдающиеся знатоки хадисов не согласились с имамом Тирмизи. Имам Абу Дауд (рахматуллахи 'алейхи) после записи этого хадиса писал: «И 'Абдуррахман ибн Махди не должен рассказывать этот хадис, потому что достоверное известное повествование от Мугиры ибн Шу'ба говорит, что Пророк совершал "масах 'аляль хуффайн»». («Базлюль-Муджхууд», первый том, 96 стр.) Имам Насаи (рахматуллахи 'алейхи) пишет в «Сунан Кубра»»: «Кроме Абу Каиса, никто больше не рассказал этот хадис. И я не знаю никакого другого рассказчика, подтверждающего это повествование. Зато с уверенностью можно сказать, что хадис Мугиры ибн Шу'ба о «масах 'аляль хуффайн» является достоверным (Сахих)». («Насбур-Рая», первый том,183 стр.)
Многие имамы, например, имам Муслим, имам Байхаки, имам Суфьян Саури, имам Ахмад, имам Яхья ибн Му'ин, имам 'Али ибн Мадини и другие объявили этот хадис слабым из-за Абу Каиса и Хузайля ибн Шурджиля, которые были ненадёжными рассказчиками. Имам Навави (рахматуллахи 'алейхи), автор комментария к «Сахиху Муслима», пишет: «Даже если бы все хадисоведы, критикующие этот хадис как слабый, не были едины в своих суждениях, даже тогда они были бы правы согласно правилу имама Тирмизи, в котором фундаментальным принципом является то, что критика выше одобрения. Все знатоки хадисов считали этот хадис слабым, поэтому утверждение имама Тирмизи, что этот хадис - хасан, сахих, не приемлемо». («Насбур-Раая», том 1, 183 стр.).
Таково положение иснада хадиса, который люди, такие как Са'ид Абуль 'Аля Маудуди, приводят в подтверждение своего заявления. Теперь вы можете проверить и убедиться, что большинство учёных-хадисоведов объявило этот хадис слабым и неприменимым в качестве доказательства (далиля). Даже допустив, что имам Тирмизи прав, и тогда это всего лишь один хадис из всех сборников. И вновь возникает вопрос, можем ли мы оставить ясный приказ Всевышнего Аллаха мыть ноги во время омовения (вуду) на основе лишь одного хадиса? Как было упомянуто выше, допустимость «масах 'аляль хуффайн» (протирания кожаных носков) достигла уровня таваатур, и что Имам Абу Юсуф сказал, что, если бы не был достигнут этот уровень, тогда мы не могли бы сделать исключение из предписания Аллаха мыть ноги. Хадисы о «масах 'аляль джаурабейн» не достигают уровня таваатур.
Есть более 80 хадисов о протирании кожаных носков
Фактически, во всех сборниках хадисов мы находим лишь три повествования, из которых два единогласно слабые, а третий критикуется большинством хадисоведов. Только имам Тирмизи приводит его как сахих хадис. Таким образом, в шариате неприемлемо делать исключение из приказа Аллаха Та'аля на основе такого слабого хадиса. Имам Абу Бакр Джассаас пишет в книге «Ахкамуль-Коран Лиль-Джассаас» (второй том, 428 стр.): «Как упоминалось ранее, подлинным указанием аята про омовение является мыть ноги. Более того, протирание кожаных носков никогда не было бы разрешено, не будь оно установлено мутаваатир хадисами. И так как повествования о «масах 'аляль джаурабейн» не достигают того же масштаба как хадисы о «масах 'аляль хуффайн», то нужно применять основное правило о мытье ног».
Утверждение о том, что сахабы протирали носки и разрешали другим, является неправильным. Ни одним повествованием или практикой сахабов не доказано, что они протирали носки из тонких тканей и т.д. Очень известный учёный 'Аллама Шамсуль Хакк Сахиб Азимабаади (рахматуллахи 'алейхи) (популярный среди ахль-хадисов) пишет: «Носки могут быть из кожи, шерсти, хлопка, и т.д., все они называются «носками». Не допустимо протирание любых носков, пока не установлено, что Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) протирал носки из шерсти и т.д.». («Авнуль-Ма'бууд», первый том,62 стр.). Отсюда, ещё очевиднее, что сахабы протирали или кожаные носки, или толстые носки, которые имели свойства кожаных.
Приводиться также в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба» (том 1, стр. 188): «Са'ид ибн Мусейиб и Хасан Басри (рахматуллахи 'алейхима) говорили, что разрешается протирать носки при условии, что они толстые». Обратите внимание, что слово «сафиик» в двух известных арабских словарях «Каамус» и «Мухтар Ас-Сихах» означает «очень толстая и крепкая ткань». Оба из вышеупомянутых людей были выдающимися таби'инами. Они давали фатвы, наблюдая поступки сахабов. Поэтому, фатва о том, что носки должны быть толстыми и соответствовать качествам кожи, не является чем-то новым. Для удобства, я повторяю условия толщины носков ниже:
- сквозь них не должна просачиваться вода;
- они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге;
- можно пройти в них, не прерываясь, по крайней мере, милю, и они не изорвутся.
Если толстые носки имеют эти три свойства, то они по качественным характеристикам похожи на кожаные. Многие учёные разрешили протирание таких носков. Смотри следующее:
- «Далялятун-Насс», указания хадисов о «масах 'аляль хуффайн» также применимы к толстым носкам. «Далялятун-Насс» находится в категории «Кат'и-ус-Субут» (установленное явно), а не в категории «Кыяс», как ошибочно считают некоторые.
- «Асаар» (практика сахабов).
Основываясь на двух вышеупомянутых доказательствах, разрешается протирать толстые носки. 'Аллама ибн Хамаам (рахматуллахи 'алейхи) пишет в «Фатхуль-Кадир» (первый том, стр.109): «Нет сомнения, что разрешение протирать кожаные носки является «хыляфуль кыяс» (противоречит аналогии). Поэтому, было бы неправильно сравнивать другой тип носков с кожаными, кроме как, используя «Далялятун Нас», при наличии в них схожих характеристик с кожаными, чтобы находиться в той же самой категории «хуфф».
В общем, можно не мыть ноги, а протирать носки только в том случае, если сообщения об этом достигают уровня и норм таваатура. Протирание кожаных носков («масах 'аляль хуффайн») удовлетворяет требованиям. С другой стороны «масах 'аляль джаурабейн» (протирание обычных носков) не достигает нужного уровня.
А значит, обычные носки протирать нельзя. Однако, если носки имеют свойства, делающие их схожими с кожаными, то, опираясь на далялятун-насс, действия сахабов и благочестивых предков, большинство факихов разрешили протирание таких носков. Уточнив свойства кожаных носков, все имамы-муджтахиды пришли в этом вопросе к согласию.
Что касается Ибн Хазама, Ибн Теймии и Ибн Кайима, то при всём уважении к их статусу и положению, их мнения отличаются от джумхуруль-фукаха по многим вопросам, в том числе и в этом. Мы же должны следовать за большинством факихов, хадисоведов и всех муджтахидов.
Как можно осмелиться не мыть ноги? Ведь это — приказ Аллаха! А что если обернуть ногу в тряпку, и тогда её тоже можно будет протирать?
Масах на обувь
Ни один из исламских ученых не считает позволительным протирание (масах) обуви.
В вашем вопросе Вы упоминали, что Са'ид Абуль 'Аля Маудуди также разрешал протирать обувь. Я хотел бы объяснить это также. Некоторые исламские учёные разрешают протирание (масах) носков, если они толстые, но ни один из них не разрешает протирать обувь. Шейх Юсуф Бинури (рахматуллахи 'алейхи) пишет: «Ни один из имамов 4 мазхабов не дал разрешение протирать обувь». («Ма'арифус-Суннан», первый том, стр. 347).
Объяснение этому простое. Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) протирал обувь только тогда, когда он уже был в состоянии омовения (вуду). Он совершал новое омовение перед каждым намазом. И потому что он был уже в состоянии вуду, вместо того, чтобы мыть ноги, он протирал обувь. Доказательство этому приводиться в «Сахихе Ибн Хузеймы»: «Сообщается что 'Али (радиаллаху 'анху) попросил воды, затем совершил краткое омовение и протёр обувь. После этого он сказал, что так Пророк (салляллаху 'алейхи уа саллям) совершал вуду, когда его вуду не был нарушен». («Сахих Ибн Хузейма», том 1, хадис 300, Глава 154, стр. 100). Из этого хадиса следует, что человек, у которого нет вуду, не может протирать обувь. После того, как приведено ясное свидетельство, нет никаких послаблений в этом вопросе.
Заключение
Все авторитетные знатоки фикха и муджтахиды соглашаются, что не разрешается протирать тонкие носки, сквозь которые просачивается вода, которые не держатся на ноге самостоятельно, и в них нельзя пройти достаточное расстояние. Также нельзя протирать обувь. Современные тонкие хлопковые, шерстяные, нейлоновые и другие носки не имеют свойств кожаных носков, поэтому нельзя протирать их. Если кто-то так поступает, его омовение (вуду) будет недействительно, согласно имаму Абу Ханифе, имаму Малику, имаму Шафи'и, имаму Ахмаду ибн Ханбалю и любому другому муджтахиду.
Муфтий Мухаммад Таки 'Усмани Джамадаль-Уля, 1397 Hijrah. «Даруль 'Улюм Куранги». Карачи. Пакистан? Islamrt.ru