Вопрос: Моя жена находится на седьмом месяце беременности. Врачи прогнозируют рождение ребенка-инвалида. Хотелось узнать, допустимо ли нам сделать аборт в создавшейся ситуации во избежание страданий в будущем? Спасибо.
По этому вопросу Шейх Юсуф Аль-Кардви высказал следующее суждение:
Исламское законодательство уважает жизнь еще не родившегося ребенка, так как он является живым существом и имеет право на защиту. Один из примеров такой защиты можно видеть в месяц Рамадан, в который беременной женщине разрешается не поститься, если она опасается за здоровье своего ребенка.
Шариат запрещает прерывание беременности, даже если прогнозируемое у ребенка нарушение имеет наследственный характер. Также запрещено делать аборт, если беременность наступила после совершения прелюбодеяния. Это каноническое положение объясняется тем, что ребенок невинен и по своей сути он чист от грехов.
Аллах Всевышний говорит: «Тот, кто идёт прямым путём Истины Аллаха, приносит себе пользу, а тот, кто не идёт прямым путём, находится в заблуждении и наносит вред самому себе. Душа, несущая ношу своего греха, не понесёт ношу греха другой души. Мы не наказываем никого за грехи, пока не пошлём ему своего посланника, который укажет на прямой путь истины, удерживающий людей от заблуждения» (aль-Исра, 15)
Хузайфа бин Усайда передает, что пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
«По истечении более сорока ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придает ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями. И говорит ангел: «Мой Господь, он будет мужчиной или женщиной?» И Аллах решает это. Ангел выполняет повеление своего Господа и затем спрашивает: «Мой Господь, а что относительно его возраста?» И Аллах определяет срок жизни человека. Ангел записывает это и затем спрашивает: «Мой Господь, а что касается его удела?» Аллах завещает ангелу удел человека и тот записывает это. Затем ангел выходит со свитком судьбы человека. И ничего не добавлено к этому, и ничего не убавлено из этого» (Муслим).
Таким образом, большинство ученых единодушны во мнении, что запрещено совершать аборт после сорока дней беременности. Некоторые ученые, опираясь на этот хадис, считают, что в период до сорока дней еще возможно прерывание беременности, но не позже. Они опираются на приведенный выше хадис.
Имам Аль-Газали разрешает азль (прерванный половой акт). Он говорит о том, что контрацепция в виде азля и аборт после оплодотворения — совершенно разные вещи. Азль нельзя назвать абортом потому, что при этом еще не происходит зарождение жизни, в то время как при последнем совершается преступление против уже существующего человека.
Ученые выделяют стадии развития зародыша. При первой стадии сперма достигает матки и оплодотворяет яйцеклетку, после чего начинается процесс формирования человека. Разрушение такого процесса — преступление. Прерывание беременности на стадии, когда зигота становится кусочком плоти, является еще более серьезным преступлением. Самый страшный поступок, если пойти на аборт уже после вдувания духа в зародыш. Это сродни убийству новорожденного (Ihya' Ulum-id-Deen, the Chapter on Customs, the Book on Marriage, p. 737).
Хотим отметить, что имам аль-Газали считает аборт преступлением против уже существующего человека, он описывает оплодотворение как «готовность получить жизнь». В настоящее время науке известно, что новая жизнь начинается уже после успешного оплодотворения. Именно поэтому аборт запрещен, и он становится все более страшным и опасным по мере развития эмбриональной жизни плода.
Таким образом, дозволенность совершения аборта зависит от срока беременности. Послабления в этом вопросе возможны только в первые сорок дней, после этого запрет на совершение аборта усиливается с каждым днем развития плода, и разрешение может быть дано только при самых крайних обстоятельствах.
Однако совершенно точно то, что абсолютно запрещено совершать аборт после ста двадцати дней беременности: «после того, как дух вдыхают в зародыш», как сказано в другом хадисе. В данном случае прервать беременность можно в ситуации максимальной необходимости, когда нет никакого иного выхода и существует какая-либо неразрешимая проблема.
На мой взгляд, такой причиной может быть только один случай — угроза жизни матери при дальнейшем вынашивании плода или смерть женщины при родах. Именно тогда жизнь роженицы становится важнее, и ею нельзя пожертвовать ради жизни еще не родившегося ребенка
Это весьма логичное рассуждение, одобренное медициной, юриспруденцией и законом. В соответствии с общим принципом шариата, при котором совершается выбор меньшего зла из двух возможных, аборт в таком случае не только не запрещен, но и рекомендован.
Некоторые современные ученые считают, что можно совершить аборт, если действительно научно доказано, что ребенок родится с аномалиями развития, невыносимыми для нормального существования не только его самого, но и его семьи. Но такой вердикт должны вынести высококвалифицированные врачи разных специальностей. Здесь необходимо помнить, что четырехмесячный зародыш подобен человеку, и прерывание беременности на этом сроке равнозначно убийству живого ребенка. Однако всегда необходимо иметь в виду, что врачи могут поставить неправильный диагноз, они могут просто ошибиться. Поэтому я хотел бы здесь подчеркнуть, что эмбриональные аномалии должны быть научно доказаны.
Также совершенно точно то, что запрещено совершать аборт, если врачи прогнозируют рождение ребенка с нарушениями слуха или зрения, поскольку ни слепота, ни глухота не препятствуют достойной жизни. Во все времена по всему миру множество людей имели подобные нарушения, но это не мешало им развиваться, расти и радоваться жизни. Напротив, среди инвалидов были и есть немало гениев, и их знает и уважает все человечество.
Неверно считать, что научный прогресс изменит природу человека. Аллах Всевышний ниспосылает испытания и проверяет нашу веру: «Поистине, Мы создали человека из капли, смеси разных веществ. Затем Мы подвергли его испытанию, предписав ему религиозные обязанности. Поэтому Мы даровали ему слух и зрение, чтобы он слушал айяты и видел знамения» (аль-Инсан, 2).
В другом айяте Всевышний говорит: «Поистине, Мы сотворили человека, и он испытывает тяготы и трудности с самого первого момента его сотворения и до конца его жизни» (аль-Баляд, 4).
Современные средства и методы обучения достигли высокой степени развития. Они позволяют создать достойных условий жизни людей с физическими и психическими нарушениями. Такие люди могут чувствовать себя полноценными членами общества и принимать участие в жизни уммы вместе с нормально развивающимися людьми.
ourIslam.ru
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus