Правило второе для правильного понимая сунны пророка, мир ему и благословение Всевышнего гласит: «Собрание всех хадисов по одной теме».
Вы когда-нибудь читали хадисы, которые вам были не совсем ясны в мотивации, но ясны по содержанию. Приведем знакомый всем хадис об укорачивании штанов, в принципе и не штанов, но перенося этот хадис в наше время и к нашей одежде, на первый взгляд, это именно то, что нужно укорачивать. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё, что ниже щиколоток, – в аду!» (Бухари). Таким образом, одежду нужно укорачивать иначе, неминуемо наказание, именно такой вывод напрашивается, однако, второе правило понимания сунны гласит: Собрание всех хадисов по одной теме. Мы должны рассмотреть все хадисы, повествующие о таком действии, как укорачивание одежды. Приведем лишь некоторые из них:
От Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, он сказал о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, однажды ему сказал: «О ибн Умар, поистине, любая одежда, которая прикасается к земле, эта часть ноги, то, что ниже щиколоток, будет в огне».
Передал Абдулла ибн Умар: «Тот, кто носит одежду ниже щиколоток из-за высокомерия, Аллах не посмотрит на него в Судный День».
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «С троими Аллах в Судный день Аллах не заговорит, не посмотрит на них, и им уготовано мучительное наказание». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил это три раза». Потом Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил: «В таком случае, эти люди, поистине, обделенные, они потерпели урон. Кто они, о Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха ответил: «Тот, кто из гордости волочит свои одежды по земле, тот, кто попрекает оказанным им добром, и тот, кто, принося ложные клятвы, старается продать товар за хорошую цену. (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа).
Стоит отметить, что хадисов приводимых от Посланника Аллаха на эту тему много. В некоторых из них говорится о наказании за ношение слишком длинных элементов одежды, которые свисают ниже щиколоток, в некоторых вдобавок ко всему говорится также и о причине, которая делала это действие запретным, и эта причина – кичливость.
Известно также, что Абу Бакр был худощавого телосложения, по этой причине его штаны приспускались и начинали волочиться по земле. Услышав изречения Посланника Аллаха он спросил его об этом, и Посланник Аллаха, сказал ему, что он не относится к числу тех, кто совершает этот грех, поскольку те совершают его по причине гордыни.
Дело в том, что в те времена дабы показать свой статус, кичливые люди специально носили длинные одежды в то время, как обычные бедняки не могли себе позволить достаточного количества материи, так как она была дорогой.
Поэтому учёные пришли к выводу, что ношение одежды ниже щиколоток с целью показать своё превосходство или с целью унижения кого-либо или просто из-за кичливости является запретным, и такой человек будет наказан. Но ношение одежды ниже щиколоток без намерения на гордость является дозволительным.
При этом нужно также отметить, что подобный подход, когда учёными определяется мотивация запрета, присуща куфийской школе (Великие ученые Куфы во времена табиинов- последователей сподвижников пророка). Что же касается других учёных, например, ханбалитов они придерживаются мнения открытого запрета – если обозначен запрет, значит на мотивацию смотреть не нужно поскольку открытого запрета, по их мнению, хватает.
К куфийской школе как раз и относится школа имама Абу Ханифы. Она всегда отличалась своей рациональностью и логикой, поэтому этот мазхаб и получил широкое распространение в разных уголках планеты.
Абдуссабур Хайрутдинов
Ознакомьтесь с предыдущими статьями: Первое правило