Особенностью методологии Абу Ханифы было то, что он выносил на обсуждение своих учеников вопросы фикха и те проблемы, которые перед ним возникали, и каждый из них высказывал своё мнение по этому поводу, после чего между ними происходило обсуждение высказанных ими мнений. Если они приходили к какому-то одному мнению, то он объявлял его им, или же оно записывалось кем-либо из его учеников. Однако иногда расхождения во мнениях между учениками и их наставником оставались, и они не приходили к единому мнению, тогда записывалось мнение Абу Ханифы и упоминались расхождения во мнениях.
Таким образом, с самого начала своего возникновения мазхаб Абу Ханифы формировался в виде коллективного мазхаба, основанного на принципе совета, обмена мнениями и их обсуждении. Это кардинально отличается от метода имама Малика, так как он диктовал своим ученикам вопросы и связанные с ними шариатские нормы, и не шёл с ними по пути Абу Ханифы, а они не обсуждали его высказываний и не спорили с ним. Так, личности учеников Абу Ханифы сформировались уже при его жизни и в свете его наставлений, он воспитал в них способность к размышлению и исследованию, взрастив в них способность к иджтихаду, когда они ещё только обучались и приобретали знания.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus