Общероссийское
информационное агентство мусульман
8
Воскресенье
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Может ли мусульманин совершить молитву в немусульманском храме?

Дата: 01.10.2010 Версия для печати
Может ли мусульманин совершить молитву в немусульманском храме?
Можно ли совершить молитву в церкви или синагоге, если очередная обязательная молитва застала тебя в пути, а мечети рядом нет, также нет возможности совершить на улице (сыро, грязно)?

Прямых повествований об этом («молитесь в церквях, синагогах...») нет ни в Коране, ни в Сунне. Запрет на совершение молитв-намазов (например, когда молитва застала нас в пути) в этих храмах также отсутствует.

Ученые (принимая во внимание многие аяты и хадисы) говорили о допустимости совершения молитв-намазов в храмах, например в церкви. Существует немало свидетельств тому, что сподвижники Пророка и ученые первых поколений, путешествуя по областям и государствам, где не было мечетей, молились в христианских храмах. Когда у них спрашивали об этом, они отвечали: «Нет ничего страшного в этом» /1/.

Думаю, что вам известен хадис, где перечисляются особенности миссии последнего Божьего посланника. В нем четко оговорено, что вся Земля (земной шар) является мечетью /2/ для мусульманина, то есть он может совершить молитву-намаз в любом месте /3/. Главное, чтобы на том небольшом участке поверхности (пола, земли), где он собирается молиться, не было того, что считается канонически нечистым (животный помет, например).

В период расцвета богословской мысли, когда второстепенным вопросам порой уделялось излишние внимание, некоторые ученые как ханафитского, так и шафиитского мазхабов говорили о нежелательности совершения намазов в христианских или иудейских храмах /4/. Здесь уместно заметить, что озвучено это было тогда, когда мечетей было множество, и люди, упоминавшие нежелательность, не видели необходимости в совершении молитвы в церкви, когда в непосредственной близости имелась мечеть. Также важно напомнить, что с точки зрения канонов нежелательность аннулируется, когда появляется необходимость. То есть если человек знает о том, что на протяжении всего временного периода очередной обязательной молитвы на его пути не повстречается мечеть, тогда он может совершить молитву-намаз в любом удобном для него месте, в том числе и в каком-либо из немусульманских храмов. В реалиях нашей родины (РФ), где крайне мало мечетей и мусульманских молельных домов, данная каноническая позволительность крайне актуальна.

Сам я несколько раз был вынужден так поступать. Однажды, например, когда был проездом на Алтае, совершил объединенные две молитвы вместе со своим знакомым в красивой церкви. На улице был дождь, и мы зашли для совершения молитвы в христианский храм. Нам дали чистые полотнища и добродушно позволили помолиться. Мой спутник даже азан прочитал. Совершив молитвы, мы поблагодарили любезных настоятелей и продолжили путь.

Шамиль Аляутдинов, Umma.ru

/1/ См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 527, 528, раздел № 304, хадисы № 1—9, 11.

Ибн Абу Шейба — один из первых, кто начал научно собирать и систематизировать слова и действия Пророка, сподвижников его и людей первого поколения (тиби‘ун). У него учились такие известные ученые-мухаддисы, как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Багави и многие другие. Свод хадисов Ибн Абу Шейбы присутствует в любой теологической мусульманской библиотеке.

/2/ Арабское слово «мечеть» (масджид) происходит от глагола «саджада» — «совершать земной поклон», «падать ниц». То есть дословно мечеть — это «место, где совершаются земные поклоны».

/3/ См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 125, хадис № 335, с. 155, хадис № 438. См. также: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В. 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 576.

/4/ См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 380.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


Красная сальвия видна издалека. -– Во дворе мечети "Ярдэм" растут цветы, которые видны за 200 метров! Будто красные огоньки-брызги на клумбах. Это сальвия сверкающая (блестящая) красная, он же и шалфей сверкающий.


«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его пост...


Исламская поэзия — это многовековое наследие, представляющее собой не только обширное литературное богатство, но и духовное сокровище. О...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1459

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф