Можно ли совершить молитву в церкви или синагоге, если очередная обязательная молитва застала тебя в пути, а мечети рядом нет, также нет возможности совершить на улице (сыро, грязно)?
Прямых повествований об этом («молитесь в церквях, синагогах...») нет ни в Коране, ни в Сунне. Запрет на совершение молитв-намазов (например, когда молитва застала нас в пути) в этих храмах также отсутствует.
Ученые (принимая во внимание многие аяты и хадисы) говорили о допустимости совершения молитв-намазов в храмах, например в церкви. Существует немало свидетельств тому, что сподвижники Пророка и ученые первых поколений, путешествуя по областям и государствам, где не было мечетей, молились в христианских храмах. Когда у них спрашивали об этом, они отвечали: «Нет ничего страшного в этом» /1/.
Думаю, что вам известен хадис, где перечисляются особенности миссии последнего Божьего посланника. В нем четко оговорено, что вся Земля (земной шар) является мечетью /2/ для мусульманина, то есть он может совершить молитву-намаз в любом месте /3/. Главное, чтобы на том небольшом участке поверхности (пола, земли), где он собирается молиться, не было того, что считается канонически нечистым (животный помет, например).
В период расцвета богословской мысли, когда второстепенным вопросам порой уделялось излишние внимание, некоторые ученые как ханафитского, так и шафиитского мазхабов говорили о нежелательности совершения намазов в христианских или иудейских храмах /4/. Здесь уместно заметить, что озвучено это было тогда, когда мечетей было множество, и люди, упоминавшие нежелательность, не видели необходимости в совершении молитвы в церкви, когда в непосредственной близости имелась мечеть. Также важно напомнить, что с точки зрения канонов нежелательность аннулируется, когда появляется необходимость. То есть если человек знает о том, что на протяжении всего временного периода очередной обязательной молитвы на его пути не повстречается мечеть, тогда он может совершить молитву-намаз в любом удобном для него месте, в том числе и в каком-либо из немусульманских храмов. В реалиях нашей родины (РФ), где крайне мало мечетей и мусульманских молельных домов, данная каноническая позволительность крайне актуальна.
Сам я несколько раз был вынужден так поступать. Однажды, например, когда был проездом на Алтае, совершил объединенные две молитвы вместе со своим знакомым в красивой церкви. На улице был дождь, и мы зашли для совершения молитвы в христианский храм. Нам дали чистые полотнища и добродушно позволили помолиться. Мой спутник даже азан прочитал. Совершив молитвы, мы поблагодарили любезных настоятелей и продолжили путь.
Шамиль Аляутдинов, Umma.ru
/1/ См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 527, 528, раздел № 304, хадисы № 1—9, 11.
Ибн Абу Шейба — один из первых, кто начал научно собирать и систематизировать слова и действия Пророка, сподвижников его и людей первого поколения (тиби‘ун). У него учились такие известные ученые-мухаддисы, как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Багави и многие другие. Свод хадисов Ибн Абу Шейбы присутствует в любой теологической мусульманской библиотеке.
/2/ Арабское слово «мечеть» (масджид) происходит от глагола «саджада» — «совершать земной поклон», «падать ниц». То есть дословно мечеть — это «место, где совершаются земные поклоны».
/3/ См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 125, хадис № 335, с. 155, хадис № 438. См. также: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В. 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 576.
/4/ См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 380.