При жизни Абу Ханифа не написал книг по фикху, и его высказывания дошли до нас через его учеников – Абу Йусуфа, Мухаммада бин аль-Хасана и Зуфара, и это они уже впоследствии создали мазхаб Абу Ханифы, записали его высказывания вместе со своими высказываниями и мнениями.
При этом они не были его слепыми подражателями, а занимались иджтихадом, будучи последователями школы Абу Ханифы, неуклонно следуя его методологии в выведении норм шариата и иджтихаде. Вместе с этим они спорили со своим имамом при его жизни, а иногда возможно в чём-то и не соглашались, и их слова, противоречащие мнению их наставника Абу Ханифы, сохранились и дошли до нас. Однако и их слова, и слова Абу Ханифы считаются мазхабом Абу Ханифы по причине того, что он является основателем этого правовой школы в исламе.
Наиболее известными среди его учеников являются Абу Йусуф, Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, Зуфар бин аль-Хузейль (128 – 175 г. х.) и аль-Хасан бин Зийад аль-Люълюви́, а самым известными среди этих четверых и внёсшими наибольший вклад в распространении фикха Абу Ханифы, являются Абу Йусуф и Мухаммад.
Что касается Абу Йусуфа, то это Йаку́б бин Ибра́хи́м бин Хаби́б аль-Анса́ри́ (113 – 183 г. х.), величайший из учеников Абу Ханифы. Несмотря на то, что он был учеником Абу Ханифы, вместе с этим он учился и у знатоков хадисов, а также посещал имама Малика, изучая хадисы жителей Медины. Он сблизил правовую школу Ирака и правовую школу Хиджаза, работая над тем, чтобы подкрепить мнения Абу Ханифы хадисами. Во время аббасидских халифов аль-Махди, аль-Хади и ар-Рашида он занимал пост судьи, впоследствии став верховным судьёй халифата, и это оказало большое влияние на укрепление и распространение ханафитского мазхаба. Абу Йусуф был автором многих трудов и был первым, кто написал книгу по ханафитскому мазхабу, до нас дошла его книга «аль-Хара́дж», а также «Ихтиляф Аби Ханифа ма’а Мухаммад бин Абдуррахман», а также и другие книги.
Второй широко известный ученик Абу Ханифы Мухаммад бин аль-Хасан бин Фаркад аш-Шайбани (122 – 198 г. х.), кроме фикха также изучал хадисы, был учеником Абу Ханифы и учился у него, переняв от него его методологию фикха. Однако он был его учеником непродолжительное время и затем стал учеником Абу Йусуфа, а потом отправился к имаму Малику в Медину, и три года учился у него, и является одним из передатчиков его книги «аль-Муватта». Он встречался в Багдаде с аш-Шафии, и тот (аш-Шафии) читал его книги по ханафитскому фикху и дискутировал с ним по многим вопросам, и учился у него. Встречи с Маликом и аш-Шафии оказали на Мухаммада большое влияние, однако он остался следовать мазхабу Абу Ханифы, изучая его методологию, и ему принадлежит величайшая заслуга в формировании ханафитского мазхаба, и именно на его книги опираются знатоки ханафитского фикха. В этой связи его по праву считают передатчиком фикха Абу Ханифы и учёных Ирака последующим поколениям, тем более что написанные им книги дошли до нас в полном объёме.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus