Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Четверг
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Фикх» и его понимание

Дата: 20.02.2014 Версия для печати
«Фикх» и его понимание
Cлово «фикх» с точки зрения арабской лексики означает «понимание», «знание чего-либо», и употребляется не для обозначение знания или науки, а в значении точного понимания и восприятия того, что говорит и что хочет сказать говорящий.

Именно это значение – точно понимать и правильно воспринимать то, что говорит и что хочет сказать говорящий, как нельзя лучше раскрывает суть науки, получившей название «фикх» или «аль-фикх аль-ислями». Что же касается терминологического значения слова фикх, то согласно определению, данному этой науке имамом Абу Ханифой, да смилуется над ним Всевышний Аллах, это «Знание человеком своих прав и обязанностей в исламе».

Таким образом, Абу Ханифа имел в виду понимание религии в целом, не отделяя собственно фикх от вероучения и нравственных норм. В дальнейшем, с формированием фикха как отдельной науки, учёные дали ей более точное и подробное определение: «Фикх – это знание практических шариатских норм, исходя из их подробных доказательств». Согласно другому определению, фикх это «Понимание практических шариатских норм – таких как поклонение, взаимоотношения и наказания, исходя из их подробных доказательств».

Говоря о фикхе, мы, прежде всего, будем рассматривать шариатские нормы, а это требует от нас начать их изучение с эпохи Посланника Аллаха, чтобы понять то, как в дальнейшем отдельные шариатские нормы сформировались в комплекс и стали отдельной наукой, изучаемой сегодня.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, разъяснял людям то, что ниспослано им от Всевышнего и подробно пояснял то, что вызывало у них затруднения. Его сподвижники обращались к нему за разрешением своих проблем, и он объяснял им то, что знал, или ждал, пока не снизойдёт Откровение с разъяснением того, чего он не знал. Если же он, да благословит его Аллах и приветствует, был вынужден поступать на основании собственного иджтихада (означающее способность и право компетентного знатока фикха выносить самостоятельное решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни ), то за этим следовало Божественное Откровение, которое давало оценку подобным его действиям. Так, например, когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что дозволено в интимных отношениях с женщиной во время менструации, он, да благословит его Аллах и приветствует, не дал ответа, пока не было ниспослано Откровение Всевышнего: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Они причиняют страдания...”» - сура «Корова», аят 222, и только после этого сказал: «...[Можете] делать всё, за исключением интимной близости».

Также в качестве другого примера иджтихада Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, можно привести случай, когда он дал разрешение не участвовать в походе на Табук тем, кто просил освободить его от этого, и тогда был ниспослан следующий аят: «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?» - Сура «Покаяние», аят 43.

Кроме того, свой иджтихад был и у сподвижников Пророка, но только после того, как он разрешал им это в связи с острой необходимостью. Например, из-за удалённости расстояния и невозможности советоваться с ним, или опасения того, что пока придёт ответ Посланника Аллаха, будет уже поздно. Когда же они возвращались и встречались с Посланником Аллаха, то он выносил свои решения относительно их иджтихада, и если он одобрял их решение, то это становилось частью Сунны. Как передаёт Абу Дауд, посылая Му’аза в Йемен, Посланник Аллаха сказал: «Если тебе придётся судить, как ты поступишь?» Он ответил: «Я вынесу решение в соответствии с Книгой Аллаха». Посланник Аллаха спросил: «А если ты не найдёшь решения в Книге Аллаха?» Он ответил: «Тогда я вынесу решение в соответствии с Сунной Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует». Посланник Аллаха спросил: «А если ты не найдёшь решения ни в Сунне Посланника Аллаха, ни в Книге Аллаха?» Он ответил: «Тогда я, приложив усилия, вынесу решение в соответствии со своим мнением». Тогда Посланник Аллаха хлопнул его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, Который помог посланцу Посланника Аллаха прийти к тому, чего желал Посланник Аллаха!». Этот хадис также передаёт ат-Тирмизи.

Своё мнение, о котором в хадисе говорит Му’аз, это и есть его иджтихад, соответствующий целям шариата и его основополагающим критериям. Однако необходимо отметить, что на это способен далеко не каждый, и для занятия иджтихадом человек должен обладать определёнными способностями и соответствовать целому ряду критериев.

В качестве другого примера иджтихада сподвижников можно привести хадис, который также передал Абу Дауд от Шакыка, который сказал: «Я сидел между Абдуллой и Абу Мусой, и Абу Муса сказал: "О Абу Абдуррахман, как ты считаешь – что следует делать осквернившемуся человеку, который в течение месяца не может найти воду?”. Абу Муса сказал: "Что вы думаете об аяте: "…и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки›?”. Абдулла сказал: "Если бы им было дано разрешение, они готовы были бы обтираться землёй каждый раз, когда вода покажется им холодной!”. Абу Муса сказал: "Разве вы не слышали слов Аммара, который сказал Умару: ‹Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, отправил меня по одному делу, и я осквернился, но не нашёл воды. Тогда я вывалялся в пыли, как делают ездовые животные, а потом, придя к Пророку, рассказал ему об этом, и он сказал: "Тебе достаточно было сделать вот так – и он ударил рукой по земле, отряхнул её, потом ударил левой рукой по правой и правой – по левой, обтирая кисти рук, а потом протёр лицо›?”». Этот хадис также передают аль-Бухари, Муслим и ан-Насаи.

Таким был путь познания шариатских норм в эпоху Посланника Аллаха, их первоисточниками были Аллах и Его Посланник. И действительно – Коран и Сунна являются первоисточниками шариата, а всё остальное извлекается и выводится из них с помощью иджтихада. В своей проповеди во время прощального хаджа Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвав Аллаха в свидетели, сказал: «Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут [мои слова], усвоит их лучше некоторых из тех, кто слышал их [собственными ушами]».

Так жили сподвижники донося до отсутствовавших в том прощальном хадже религию Посланника Аллаха и она распространилась по земле после открытия мусульманами разных стран и территорий. Они распространяли этот призыв и обучали мусульман их религии, донося до них те знания, которыми наделил каждого из них Всевышний Аллах – кто-то просто в точности передавал хадисы Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, а кто-то, более твёрдый в знаниях и уверенный в себе ещё и выносил фетвы по различным проблемным вопросам. Многие из этих проблем не возникали ранее, и поэтому на них не было готового ответа или решения, и они возникали по причине различия времени и обстановки, традиций и нравственных качеств людей, общественной системы и обычаев. И сподвижники, да будет доволен ими Аллах, оказались вынуждены разъяснять всё это в свете Корана и Сунны, используя такие методы как суждение по аналогии – аль-кыйас, или использовать аль-истихса́н (Истихсан – или аль-истихсан – переводится как «предпочтение», в исламском фикхе аль-истихсан понимается как предпочтение муджтахидом противоречащего доводам суждения по аналогии (аль-кыйас), но более целесообразного в данной ситуации решения. То есть истихсан означает «предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится муджтахиду более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет слабее, чем то, которому его предпочли). При этом частное мнение (иджтиха́д) в их эпоху не ограничивалось только суждением по аналогии, но включало в себя истихса́н, маса́лих аль-мурсаля (один из видов маслаха – пользы, особенностью которой является тот факт, что на её законность или незаконность не указывает явный довод из Корана или Сунны) и другие. К числу тех, кто был известен широким применением самостоятельного суждения, принадлежали Умар бин аль-Хаттаб и Абдулла бин Мас’уд, да будет доволен ими обоими Аллах. Однако извлечение шариатских норм в этот период было ограничено только выведением их только в отношении того, что уже случилось. Так, например, Зейд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, когда его спрашивали о чём-то, спрашивал: «Это произошло?», и если ему отвечали утвердительно, давал фетву по этому вопросу, если же говорили что нет, он говорил: «Оставьте это до тех пор, пока это не произойдёт», таким образом, опасаясь ошибок, они старались лишний раз не давать фетвы.

Но вот их эпоха прошла, и наступило время, когда мусульмане в своей методологии разделись на целый ряд направлений – одни ограничивались только текстами Корана и Сунны, это направление сформировалось и развивалось в Хиджазе, другие – занимались иджтихадом, более широко применяя такие источники как истихсан и другие. Последнее направление особенно широко распространилось в Ираке, и возможно, что это объяснялось рядом причин:

По своей природе и образу жизни жители Ирака были более склонны к использованию самостоятельного суждения, по сравнению с жителями Хиджаза, свой отпечаток накладывала и древняя цивилизация этого региона. Это объяснялось тем, что именно в Ираке зачастую возникали вопросы, причиной которых было отличие цивилизации и оседлый образ жизни, и которые не освещались в Коране и Сунне.

В Ираке в особенности широкое распространение получила ложь, распространяемая различными группировками и сектами – хариджитами и шиитами. Также свою лепту внесли те, кто старался разрушить ислам изнутри, эти люди зачастую, прикрываясь исламом, на самом деле замышляли зло против религии Аллаха и её последователей. Один из раскаявшихся хариджитов впоследствии сказал: «Смотрите же от кого вы обучаетесь своей религии – поистине мы, когда хотели чего-то, придумывали хадис», эти слова передал Ибн Абу Хатим. Также в качестве примера этого приводится и история одного шиита, известного своим аскетизмом – когда его перед смертью спросили: «Что же ты думаешь о себе, ты надеешься на хорошее?», он ответил: «А как же иначе, ведь я сочинил семьдесят хадисов о достоинствах Али!», это рассказал Ибн Хиббан. В этой ситуации учёные Ирака просто были обязаны быть очень требовательными в принятии высказываний, а порой даже и жёсткими, и они – после подробного изучения ими текстов Корана и Сунны – поставили особые условия, с помощью которых взвешивали каждое дошедшее до них высказывание. Одним из таких условий было то, что передавший высказывание не должен противоречить ему своими поступками, а переданное сообщение не должно противоречить явному прямому значению Книги Аллаха и её общему смыслу, а также и другие условия.

Они учились у своего наставника Абдуллы Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который был одним из тех, кто чаще всего использовал своё самостоятельное суждение. Сам за себя говорит уже тот факт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал о нём: «Поистине я доволен для своей общины тем, чем для неё удовольствовался Ибн Умм Абд (Ибн Мас’уд»). Также и Умар, да будет доволен им Аллах, сказал о нём: «В том, что касается вас, я предпочитаю Абдуллу себе» и «Маленькая грудь, наполненная знаниями». Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, оставил великий след в душах жителей Ирака, настолько, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да смилуется Аллах над Ибн Умм Абд, он наполнил это селение знанием». Вместе с этим не следует принижать значение Ирака как сокровищницы знаний арабского языка чтения Корана, фикха, хадисов, так, имам аль-Бухари, да будет доволен им Аллах, говорит: «Я не могу сосчитать того, сколько раз я входил в Куфу в поисках хадисов...». Всё это свидетельствует о том, что в Ираке было предостаточно знаний для занятия иджтихадом, и вот именно в это время и именно в этой стране и возникло направление, которое называется «школа сторонников самостоятельного суждения». Именно тогда и берёт своё начало письменная фиксация фикха как науки, учёные начали писать свои труды, и многие из них дошли и до нашего времени.

Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф