Ассаляму алейкум!
Всегда думал, что взаимоуважение и предпочтение интересов других над своими являются неотъемлемой частью ислама. Вижу, как иногда некоторые мусульмане уступают место на молитве, это как я понимаю из уважения, и возможности получения большей награды, другие же готовы всех растолкать и сами встать в первые ряды. Вот скажите мне, как лучше поступать в таких случаях.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллах!
Очень важно всегда иметь в виду, что человек находится постоянно в двойной связи: первая связь это – связь верующего с Всевышним, а вторая – с рабами Всевышнего. Главное понять, что первая связь всегда предпочтительнее, чем вторая.
Иногда действительно можно наблюдать, как люди начинают предлагать произнести Азан, а другие отказываются. Хотя исходя из хадисов по теме азана можно узнать, что произнесение азана на молитву очень вознаграждаемое действие. В исламской юриспруденции есть правило, которой гласит следующее: «Уступать в приближении – макрух, в других случаях – мустахаб». Под словом «приближение» подразумеваются действия, которые помогают совершить больше тех действий, которые заключают в себе дополнительную награду.
Пример с азаном: если настало время молитвы и есть возможность произнести азан в мечети, где нет определенного муаззина, то предпочтительнее всего азан произнести самому, и никому другому не уступать, поскольку верующие должны соревноваться в поклонении, то есть как можно больше совершить действий, за которые будет дополнительная награда. Если при таких условиях предложить произнесение азана другому достойному человеку, это будет макрух. Стоит отметить, что для произношения азана больше подходит тот, кто это делает лучше, как сточки зрения правильности произношения, так и с точки зрения красоты, если в мечети нет установленного муаззина, но есть человек, который может говорить азан красиво и правильно, то это действие должен сделать именно он, и в таком случае отказаться от этого для него будет действием порицаемым.
Пример с водой: представим себе ситуацию, что два мусульманина оказались в месте, где нет воды, но у одного воды достаточно для совершения омовения для молитвы, а у другого нет. В таком случае, отдать воду другому, чтобы он совершил омовение, мотивируя это тем, что за это будет награда (предпочтение других себе) будет действием порицаемым. Совершение омовения водой это лучше, чем совершение омовение без ее использования (таяммум), поэтому в таком случае, отдать воду другому и совершать таяммум будет макрухом. В вопросе поклонения человек должен стремиться сделать все наилучшим образом, и предпочтение идет себе. Но в случае, если вода нужна кому-нибудь для того, чтобы не умереть от жажды или для другой крайней необходимости, то в таком случае воду отдать просто необходимо и брать уже таяммум.
Пример с первым рядом в молитве: если вы оказались в первом ряду, то уступать место, переходя во второй ряд будет порицаемо. И в примере с первым рядом и в примере с азаном, нужно учитывать и рамки приличия, например, можно все таки уступить место уважаемым гостям, посетившим мечеть или город и т.п. И уж не стоит доходить до крайностей: распускать руки, ругаться и т.д. Все должно быть в рамках разумного и в соответствии с исламским этикетом.
В других случаях, например, уступить место пожилому человеку, помочь в чем-нибудь, поднять на ноги оступившегося, предложить путь другому в первую очередь, все моменты, которые связаны с взаимоотношениями людей, во всех этих случаях уступить место, очередь, право, будет мустахабом – действием за выполнение, которого будет дополнительная награда.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus