Некоторые акты поклонения, совершаемые посредством утверждения в сердце мусульманина определенной системы взглядов, связанных с верой, получили название - «столпы веры». Рассмотрим следующие столпы веры:
Вера в Аллаха.
Вера в Аллаха предполагает веру в Его существование, а также веру в то, что Он:
• Единственный, Кто достоин поклонения;
• Единственный, Кто обладает Прекрасными Именами и Совершенными Атрибутами, и никто из Его творений не сравнится с Ним в этом;
• Единственный в Своем Господстве над всем сотворенным, не имеет сотоварищей или соперников в том, что Он вершит. Он Создатель всего, и все, что Он создал принадлежит Ему, и Он Один управляет Своими творениями. В созданных Им мирах ничего не происходит иначе, как с Его дозволения.
Аллах говорит: Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах - ас-Сомад. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». (112:1-4)
перевод 112-й суры Корана. Она была ниспослана Мухаммаду в ответ на просьбу многобожников о предоставлении им описания Аллаха.
Ас-Сомад - Тот, к Кому обращаются творения с нуждой и мольбами; Господин, чья Власть и Господство совершенны и абсолютны; Вечный. («Аль-мисбах аль-мунир», «Тафсир аль-Куртуби»).
Вера в ангелов.
Этот столп предполагает веру в существование ангелов. Никому не ведомо их число, кроме как Всевышнему Аллаху. И Он сотворил их для того, чтобы они неустанно поклонялись Ему.
Аллах говорит: Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха.(4:72)
Ни один ангел не обладает каким либо Атрибутом Аллаха. Они не являются Его детьми. Аллах их создал для выполнения определенных задач.
Аллах говорит: Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям . (21:26-27)3
Вера в Священные Писания.
Этот столп предполагает веру в то, что Всевышний Аллах ниспосылал Своим Посланникам Писания, которые они обязаны были донести до людей. Эти Священные Книги содержали законодательство, обязательное для исполнения теми народами, которым они предназначались.
Вот некоторые из Священных Писаний:
• Свитки Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), мир им обоим;
• Тора. Священное Писание, ниспосланное пророку Мусе, мир ему;
• Забур (Псалмы). Священное Писание, ниспосланное пророку Дауду (Давиду), мир ему;
• Инджиль (Евангелие). Священное Писание, ниспосланное пророку Исе (Иисусу), мир ему;
• Благородный Коран. Мусульманин обязан верить в то, что Коран – это Слово (Речь) Аллаха, несотворенное, низведенное пророку Мухаммаду через ангела Джибриля (Гавриила). Коран – последняя Божественная Книга, отменяющая собой все предыдущие Священные Писания.
Что необходимо знать о Коране?
Коран является для мусульман источником всех догматов, а также руководством, регулирующим как духовную, так и материальную сферы их жизни. Он, безусловно, отличается от предыдущих Священных Писаний, и это отличие выражается в следующем:
• Коран является последней Божественной Книгой, после которой уже не будет других Священных Писаний. Всевышний Аллах оберегает Его от любых изменений и искажений. Он говорит: Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем Его.(15:9)
• Коран содержит законы, исполнение которых гарантирует социальную стабильность, благоденствие и справедливое сосуществование.
• Коран содержит достоверные сведения о Пророках и Посланниках и их взаимоотношениях с людьми, среди которых они проповедовали.
• Он был ниспослан всему человечеству, чтобы вывести его из тьмы неверия и невежества к свету веры и знаний.
• Такие действия, как чтение Корана вслух, заучивание Его наизусть, обучение Корану других, являются наиболее поощряемыми актами поклонения.
Что говорят о Коране? Морис Букай в своей книге «Библия, Коран и наука» пишет:
«Коран отличается от двух предыдущих Писаний. Он не содержит противоречивой информации, которая бы свидетельствовала о том, что в Священный текст были внесены изменения…Учитывая уровень знаний во времена Мухаммада, невозможно поверить в то, что многие из положений Корана, касающиеся тех ли иных научных вопросов, могли бы быть результатом человеческих изысканий. Следовательно, Коран необходимо рассматривать, как Книгу Божественных Откровений, и отвести Ему особое место».
Вера в Посланников Аллаха.
Мусульманин обязан уверовать в то, что Аллах избирал лучших представителей человечества в качестве Своих Посланников, и направлял их к Своим рабам со сводом Божественных Законов. Основой призыва всех Посланников было повеление поклоняться только лишь Одному Аллаху. При передаче людям Божественных Откровений, все Посланники Аллаха были непогрешимыми, свободными от всякого рода ошибок и неточностей. Об истинном количестве Пророков и Посланников знает один лишь Аллах. Направив к людям Посланников, Он лишил неверующих возможности чем-либо оправдать свое неверие.
Первым пророком Аллаха был Адам; первым же посланником был Нух (Ной) и последний посланник Всевышнего, после которого уже не будет других Пророков и Посланников – Мухаммад. Все пророки – люди.
Аллах говорит:
Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите обладателей знания, если вы не ведаете этого.(21:7)
В Исламе, понятие «пророк» отлично от понятия «посланник». Цель написания данной стати и ее формат не дают нам возможности подробно остановиться на разъяснении разницы между этими двумя терминами. Ограничимся лишь указанием на то, что понятие «посланник» шире, чем понятие «пророк». Таким образом, каждый посланник – пророк, но не каждый пророк – посланник. И истинное знание - у Аллаха.
Вера в Судный день.
Этот столп предполагает веру в то, что жизнь в этом мире – конечна.
Аллах говорит: Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающего величием и великодушием. (55:26-27)
После смерти, раб Аллаха будет воскрешен в День Суда и с него будет спрошено за все его деяния. Аллах вознаградит вечной жизнью в Раю тех, кто уверовал в Него, совершал благие деяния и последовал за Его Пророками и Посланниками. И накажет вечной жизнью в Аду тех, кто отказался уверовать в Него и отверг призыв Пророков и Посланников.
Вера в Божественное Предписание и Предопределение.
Этот столп предполагает веру в то, что Знание Аллаха – абсолютно и извечно, т.е. существовало всегда. Он знает все о каждом создании (событии) до его сотворения, и знает, что с ним будет впоследствии. Судьбы всех творений, всё, что должно произойти до Судного дня, записано в Хранимой Скрижали. Ничто не происходит иначе, как с соизволения Аллаха. Он – Творец всего сущего, что свидетельствует о Его абсолютном могуществе. Аллах создает творения, а также деяния Своих творений.
Аллах говорит: Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь. (65:12)
Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру. (25:2)
Аллах сотворил вас и то, что вы делаете... (37:96)21
Вера в Предопределение не отрицает важности совершения необходимых действий для достижения цели, несмотря на то, что успех или неудача в этом деле предопределены Аллахом.
Плоды веры в Божественное Предписание и Предопределение.
Эта вера:
• Вызывает спокойствие и умиротворенность.
• Побуждает человека к поиску знаний и исследованию мироздания.
• Увеличивает в душах верующих степень упования на Аллаха и изгоняет из их сердец страх перед другими творениями.
Посланник Аллаха сказал:
«Знай же, что даже если все люди соберутся, чтобы помочь тебе, они не смогут помочь ничем, кроме того, что Аллах уже предопределил для тебя. И если все люди соберутся, чтобы навредить тебе, они не навредят тебе ничем, кроме того, что Аллах уже предопределил для тебя. Перья подняты, и свитки высохли».(Тирмизи)