Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143)
Мусульмане в первом из приведенных аятов названы «умма васата». Толкователи Корана объясняют смысл слова «васатан» как «справедливой уравновешенной», «наилучшей» (см. ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Касир и др.) Юсуф Али в этой связи говорит также: «Суть Ислама, который является трезвой и практичной религией, – в том, чтобы избегать любых крайностей».
Итак, Аллах сделал мусульманскую умму «посредствующей», умой, придерживающейся срединности во всем. Мусульмане должны следовать по среднему пути, не выходя за пределы, избегая фанатизма и крайностей.
Как полагают некоторые исламские ученые средний путь подразумевает, что должно соблюдаться равновесие между:
• Откровением и разумом;
• личностью и обществом;
• религией и мирской жизнью;
• этим миром и вечностью.
Какую бы сферу жизни мы не взяли Ислам придерживается «золотой середины» во всем. Будь то это вера (акыды), поклонение (ибады),
законы (Шариата), морали и этики (ахляка).
Если взять, к примеру, понятие срединности в законах (шариат), то
законы в Исламе являются универсальными и всеобъемлющими. «Они обеспечивают защиту человеческого достоинства, равенства и чести. Их основные принципы неизменны, но вместе с тем, Шариат обладает достаточной гибкостью для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности человека и специфику ситуации».
Ислам не является излишне строгим или трудным. Это – умеренная, сбалансированная, прекрасная и совершенная религия, дарованная нам Всевышним.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и радуйте, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари).
Ту же самую золотую середину можно наблюдать в сфере исламской морали и этики (ахлак). Ислам уделяет им большое значение. В системе Ислама все ценности универсальны: они не зависят, например, от расовой или национальной принадлежности, мораль Ислама учит нас наслаждаться дозволенными земными благами. Также мораль Ислама не является аскетической, монашеской или устаревшей. «Цель Ислама – счастье людей, их здоровье и оптимистический взгляд в будущее». Плюс ко всему этому мораль Ислама практична: она учитывает естественные потребности человека, его эмоции, желания и стремления. Она предоставляет личности возможности развития и реализации. «Вместе с этим в ней нет двойных стандартов: одного – для духовенства, а другого – для мирян».
Ислам – это середина между теми религиями и учениями, которые сосредоточены только на нравственном воспитании личности, и теми, которые призывают своих последователей ограничиться обрядами и ритуалами, отстраниться от жизни и ее проблем. «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте границ дозволенного, ведь поистине Аллах не любит преступающих!» (5:87).
Безусловно, сутью всех предписаний является принцип «золотой середины», когда запрещается то, что приводит человечество к гибели, а предписывается то, что помогает продвижению к совершенству. И хотя многие считают жизнь по Исламу строгой, при внимательном рассмотрении, мы с удивлением обнаружим, что многие исламские принципы используются и ведущими, так называемыми «цивилизованными» державами земного шара. Так, например, запрет на употреблением алкоголя в скандинавских государствах. Выведение игорных домов за пределы городов во многих государствах также доказывает мудрость Корана, благодаря предписаниям которого эта проблема в мусульманских странах отсутствует.
Нельзя не сказать и несколько слов о постепенности, которая присутствовала в Исламе с самого начала. Если мы начнем изучать историю развития Ислама, то обнаружим, что все запреты или предписания ниспосылались Всевышним так, как это было наиболее мудро и рационально. Такой путь должен являться образцом для всех — и для тех, кто призывает, и для тех, кто хочет понять и принять волю Всевышнего.
Хузейфа Ибн Йаман , да будет им доволен Аллах, обращаясь к фанатично настроенным людям сказал: «Побойтесь Аллаха о «чтецы», придерживайтесь пути тех, кто был до вас (сподвижников). Клянусь Аллахом, если вы захотите опередить их, то опередите опережением далеким, если же не пойдете за ними, то заблудитесь далеким заблуждением» (приводится у Бухари 6\110).
В одном из писем своим подчиненным Омар ибн Абд уль-Азиз, после наставления придерживаться пути праведных предшественников, сказал: Все, что помимо их пути - упущение, все, что больше этого - поражение. Были уже те, кто допустили упущения и в результате этого отдалились от истины, а так же были те, кто переусердствовали и в результате этого преступили границы. Поистине, они (праведные предшественники) между крайностями на прямом пути.
О срединности Ислама свидетельствуют и следующие высказывания ученых: Ибн Каюм, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Чтобы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между чрезмерностью и упущением, как долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности» («Мадаридж ассаликин». том 2, стр.496)».
Одним из множества проявлений срединности Ислама является его подход к отношению к этому миру и миру вечному. Ислам подходит к этому справедливо и умеренно: Сказал Всевышний Аллах: "И стремись к Последней обители посредством того, что даровал тебе Аллах, но не забывай о своем уделе в этом мире!" (Коран, сура Аль-Касас: а.77).
В то же время Аллах запретил чрезмерную любовь к бренному миру, сказав: "Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвала между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь всего лишь предмет обольщения" (Коран, Сура Аль-Хадид: а.20). И с другой стороны Аллах устами Своего посланника Мухаммада, запретил монашество. Сказал Пророк Мухаммад, C: «Не проявляйте суровости к самим себе, чтобы Аллах не проявил ее к Вам. Поистине, были те, кто был суров к самим себе и Аллах проявил к ним сурововсть. И о них мы слышим до сих пор, монашество они придумали для себя, не было оно им предписано» (Хадис приводится у Абу Дауда № 4904).
Как-то доктора Музаммиля Сиддики, бывший президента Исламского общества Северной Америки, сказал:
«Ислам это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества».
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus