Таравих намаз – это не просто совершение нафль намазов. Таравих намаз – это еще и часть духа месяца Рамадан, поскольку совершается только в этом месяце. И как бы ни старались мы, но в другие месяца совершить его не возможно. Посему нужно воспользоваться случаем и неукоснительно совершать эту молитву.
Таравих намаз – наследие, оставленное нам Пророком, мир ему и благословение Всевышнего. В некоторые дни Посланник Аллаха, совершал эту молитву со своими сподвижниками, в особенности, он совершали ее коллективно 23, 25 и 27 месяца Рамадан.
Выполняется таравих намаз, как известно, после Иша намаза, и может выполняться вплоть до наступления зари. Но после ее выполнения должна быть прочитана и молитва Витр-ваджиб, поэтому нужно учитывать время на ее выполнение. Это, пожалуй, один из немногих намазов, который может совершаться с джамаатом в течение продолжительного времени. Для совершения таравих намаза азан и камат не произносятся.
Сам Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, часто выполнял эту молитву дома, поскольку боялся, что эта молитва станет обязательной для всех мусульман.
Сообщается, что Зайд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллах, мир ему и благословение Всевышнего, сделал себе (в мечети) комнату из плетёнки или циновки. Посланник Аллаха выходил, чтобы помолиться в ней. Люди последовали за ним, и стали присоединяться к его молитве. В одну из ночей люди пришли (для совершения этой молитвы), но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, задержался и не выходил к ним, тогда (некоторые люди) начали шуметь и постучали в дверь.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, вышел к ним рассерженным и сказал: «Вы не переставали делать свое дело (т.е. молиться за Пророком), пока я не стал думать, что она может быть вменена вам в обязанность. Вам следует совершать ваши молитвы в своих домах, воистину, самая лучшая молитва, совершаемая человеком, та, что совершается в своем доме, за исключением обязательных молитв» (Аль-Бухари и Муслим).
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, и его сподвижники выполняли эту молитву в 20 ракаатов. Часть 8 раакатов они выполняли в мечети, остальное количество – дома. Халиф Умар, канонически установил совершение 20 ракаатов в мечети. С тех самых пор и по наше время мусульмане совершают это действие в это число ракаатов. Есть, конечно, мнение о совершении 8 ракаатов, однако, число в двадцать ракаатов было определено Умаром с согласия авторитетных сподвижников.
Не смотря на то, что у нас практикуется выполнение таравих намаза по четыре ракаата, все же исполнение ее по два ракаата предпочтительней и вознаграждаемей. При возможности после каждых четырех ракаатов желательно устраивать отдых на протяжении, которого можно послушать проповедь, почитать Коран или предаться размышлению о Всевышнем или совершить зикр. Если имам установил порядок отдыха после каждых двух или четырех ракаатов, то другим мусульманан не следует в это время совершать других дополнительных молитв, поскольку некоторые сподвижники это действие порицали.
Женщинам также предпочтительно совершать этот намаз в мечети.
Абдуссабур Хайрутдинов