«Амана-р-расульне» укы! (Читай «Амана-р-расуль») это выражение можно услышать почти в каждой мечети, на мажлисах и т.д. В чем дело и почему эти последние два аята так популярны среди мусульман?
Дело в том, что эти два аята из суры «аль-Бакара» универсальны и имеют особый статус в жизни мусульманина согласно многочисленным высказываниям и объяснениям Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Давайте по пунктам разберем, какие ценности несут в себе эти два последние аяты из самой большой суры в Коране «аль-Бакара».
1) Чтение этих двух аятов перед сном достаточно для мусульманина, как защиты от наущений шайтанов в ночное время.
Передается от Ибн Масгуда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ночью прочтет два последних аята из суры «аль-Бакара», то они будут достаточны ему». (Бухари)
По этому поводу ученые расходятся во мнениях, одни предполагают что, эти два аята будут достаточны от того, чтобы проводить всю ночь в молитвах, другие считают, что это уберегает от шайтана, третьи же говорят, что это уберегает от всех бедствий и несчастий.
2) Два последних аята из суры «аль-Бакара» - это сокровища из под Трона Всевышнего.
Передается от Абу Зара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дарованы мне последние аяты суры «аль-Бакара» из сокровищ под Троном (Аллаха), которые не давались ни одному пророку до меня». (Ахмад)
Передается от Укба ибн Амир, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читай последние два аята из суры «аль-Бакара», воистину я взял их из сокровищ под Троном».
3) Два последних аята из суры «аль-Бакара» были даны пророку во время вознесения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на седьмое небо.
Во время вознесения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на седьмое небо, ему были дарованы три вещи: пять (каждодневных) молитв; последние аяты суры «аль-Бакара»; и прощены привнесенные элементы, тем из его уммы, кто не придавал Аллаху сотоварищей.
4) Умма Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, превосходит другие уммы пророков двумя последними аятами из суры «аль-Бакара».
Передается от Хузейфы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы превосходим других людей (другие уммы пророков) тремя (вещами): это два последних аята из суры «аль-Бакара», которые были даны из дома сокровищ, который находится под Троном, которые не были даны никому до меня, и не будут даны никому после меня».
5) Оставление чтения этих аятов не поддается исламскому разуму.
Передается от Хариса от Али, который сказал: «Я не вижу исламского разума у того, кто ложится спать до того, как прочитает «Аят-уль-курси» и последние аяты суры «аль-Бакара», ведь, воистину, они даны вашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, из сокровищ под Троном Всевышнего».
6) Два последние аята из суры «аль-Бакара» защищают от шайтана.
Передает Тирмизи от Нугмана ибн Башира от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах предписал за 2000 лет до сотворения Земли и Небес, что Он ниспошлет два последних аята суры «аль-Бакара», к дому в котором не будут читаться эти два аята на протяжении трех дней, приблизится шайтан». (Сам Тирмизи сказал: «Хадис «Гариб»» - (передан по одной цепочке передатчиков)).
7) Два последние аята из суры «аль-Бакара» имеют особый статус.
Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рядом с ним находился Джибриль. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибриль посмотрел на небо и сказал: «Это открылись врата на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и прежде не были дарованы никому из пророков. Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано». Муслим.
Это только небольшая часть хадисов, посвященных этим двум аятам из суры «аль-Бакара». Как видите из вышеприведенных хадисов, эти два последних аята могут читаться также и как дуа. Смысл этого прослеживается, например, в словах: «…и все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано».
Естественно, для того, чтобы совершать дуа должным образом, нужно хотя бы знать смысл того, что собираешься просить.
285. Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа, а также верующие. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».
286. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.
Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа – оповещение об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Приводится от аль-Хакима от Анаса ибн Малика, который сказал: «Когда был ниспослан этот аят Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Его обязанность (т.е. пророк, говорил о себе) верить в Него».
а также верующие – присоединяя их к Посланнику, а затем всеобщее извещение об этом.
Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками – верующие верят в то, что Аллаха Один, Он вечен и ни в ком не нуждаются, нет бога, кроме Него, и нет бога равного Ему. Они верят во всех пророков, посланников и книги, которые были ниспосланы с небес рабам Аллаха из числа пророков и посланников. Верующие не делают различия между посланниками, они не веруют в одних, а других отрицают, напротив, верующие полностью верят в то, что все посланники, призывали к Прямому пути, даже, если их законы были аннулированы, с дозволения Аллаха, с приходом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Печати пророков. Судный день наступит во время действия шариата Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Они говорят: «Слушаем и повинуемся! – мы услышали Твои слова, о Господь наш, мы поняли их, мы исполняем их.
Твоего прощения мы просим, Господь наш - просьба о прощении, милости, добре.
Ибн Джарир сказал: «Когда было ниспослано Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Господа, а также верующие. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие», Джибриль сказал: «Воистину, Аллах восхвалил тебя и твою умму наилучшим образом, так проси же, и будет дано тебе». И он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей…» и до конца аята.
Слова Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей – Аллах не требует ни от кого сверх его сил и возможностей, это есть милость Всевышнего по отношению к Его творениям, таково одно из мнений по этому вопросу. Однако, предпочтительней будет следующий вариант: сахабы были очень расстроены после того, как был ниспослан аят в котором говорится: «Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это» (как трудно бывает человеку контролировать свои мысли, появляющиеся от недостатка богобоязненности (имана), либо по внушениям со стороны шайтана, неудивительно, что сахабы от этого очень огорчились). Слова: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» – дают облегчение мусульманину, т.е. человек не будет отвечать за то, что не по силам ему, а именно, человек будет отвечать только за то, от чего мог отстраниться. Однако, справедливости ради нужно отметить, что это касается только внутреннего восприятия человека, если же говорить об этом аяте в свете общей практики всех необходимых действий, то этот аят нужно понимать следующим образом: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» - т.е., если Аллах внушил людям, что необходимо выполнение определенных действий, например, молитвы, закята, хаджа и т.д., то выполнение этих действий для человека не являются обременительными и соответственно они не возложены на него сверх его возможностей, другими словами они ему по силам.
Ему достанется то, что он приобрел – то есть из благого.
Против него будет то, что он приобрел – то есть из прегрешений, которые были под силу человеку. Далее Всевышний говорит, направляя своих рабов к ниспрашиванию помощи у Него, уча их следующей мольбе: Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись – то есть по забывчивости не исполнили обязательное действие, либо сделали запрещенное по той же причине, или сделали предосудительное по причине незнания. Ибн Аббас, передает слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Воистину, Аллах снял (прегрешения) моей уммы, (совершенные по причинам), ошибки, забывчивости и принуждения».
Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников – то есть не возлагай на нас трудные деяния, даже, если они нам под силу, подобно тому, как были ниспосланы они нашим предшественникам.
Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу – то есть обязанности, трудности, горести. По мнению Макхуля здесь имеются в виду: холостая жизнь и похоть.
Будь снисходителен к нам! – в том, что между нами и Тобой в наших ошибках и недостатках.
Прости нас – в том, что происходит между нами и Твоими рабами, и не показывай им наши прегрешения и дурные поступки.
и помилуй – и будущем с помощью Твоей не дай нам совершать другие прегрешения. Именно поэтому говорят о том, что человеку, который совершил прегрешение нужны три вещи: чтобы его простил Аллах, чтобы Аллах скрыл его грех от других людей и больше не совершать этот грех.
Ты наш Покровитель – Ты наш Покровитель, Помощник, на Тебя мы полагаемся, нет силы и нет мощи, кроме как у Тебя. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми – то есть помоги нам супротив тех, кто враждует с исламом, отвергают Твое единство, и послание пророков.
Такого краткое описание смысла данных аятов, которые являются последними аятами суры «аль-Бакара». Но даже этого небольшого толкования аятов для мусульманина, который заботится о своей религии, будет достаточно для того, чтобы изменить к ним свое отношение.
Эти два последних аята в руках мусульманина могут быть оружием против шайтана, или могут быть благословенной мольбой, которой обучил сам Всевышний, ведь слово Его истина, и что Он сказал, так и будет. Не зависимо от того, сказано это посредством Его Книги – Корана или через сунну его пророка.
Давайте, как минимум, перед сном делать вклад в банк своих хороших дел, одним из сокровищ из под Трона Всевышнего Аллаха – чтением последних двух аятов из суры «аль-Бакара»!