В этой статье речь пойдет о дуа, которое было сказано отцом всех пророков Ибрахимом, мир ему, и это дуа было принято Всевышним Аллахом. Хоть мы и знаем, что этот аят повествует о дуа Ибрахима, мир ему, мы должны с вами понимать, что это дуа было совершено только Ибрахимом, мир ему, и после этого оно будет лишь аятом Корана, и никто из ныне живущих мусульман не может читать этот аят, как обычное дуа, например, в своих просьбах. Давайте посмотрим, о чем повествует этот аят и, главное, как его понимать.
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты Могущественный, Мудрый». Сура «Бакара», 129 аят.
Это дуа было совершено Ибрахимом за жителей Мекки. Он просил Всевышнего о том, чтобы Он послал к ним посланника из них же самих, то есть из потомков Ибрахима. Это дуа было принято Всевышним, и Он определил и направил к ним и ко всем людям и даже джиннам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Имам Ахмад передает хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Воистину, я (был) печатью пророков пред Аллахом, (в то время, когда) Адам был создан из глины, (но в него не был вдохнут дух); и я объясню Вам первое дуа моего отца Ибрахима, благая весть Исы обо мне, а также сон моей матери, который она видела, а также матери всех пророков».
Абу Умама сказал: «Я спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что было началом твоего дела (призыва)?». Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Мольба отца моего Ибрахима, благая весть Исы обо мне, и моя мать видела, что из нее исходит свет, озаривший своим сиянием дворцы Шама» (передал Ахмад). Смысл всего сказанного выше в том, что самый первый, кто упомянул о Мухаммаде и сделал его известным – это Ибрахим, после этого весть об этом распространилась среди людей и уже не угасала. Более того, его, т.е. Печать пророков, да благословит его Аллах и приветствует, знали по имени Сыны Израиля, его назвал им Иса,
когда обратился к ним со своим обращением, как сказано в Коране: «А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад). Сура «ас-Саф», 6 аят. Именно поэтому в вышеприведенном хадисе говорится о мольбе Ибрахима и благой вести Исы, сына Марьям. Если говорить о той части хадиса, в которой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит о своей матери, что она видела свет, исходивший от нее и озаривший дворцы Шама, то они трактуются следующим образом: мать пророка видела этот свет во сне, когда была беременна Пророком, и рассказала об этом своему народу, что распространилось среди них и стало общеизвестным фактом, и это было подготовкой (для нее). Упоминание Шама в данном хадисе является указанием на то, что в этих местах будет утверждение и приверженность религии, и поэтому в Конце времени (ближе к Судному дню) именно эта местность будет твердыней ислама, и именно в этих местах в Дамаске у известной мечети спустится пророк Иса, сын Марьям.
Основываясь на вышесказанном, можно понять суть аята, который говорит о следующем: (Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих), то есть (речь идет) об умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и было сказано ему (т.е. Ибрахиму), твоя мольба принята, он (пророк Мухаммад) будет ближе к Концу времени, (научит их Писанию), то есть Корану, (и мудрости) то есть сунне, или в другой версии «пониманию религии», (и очистит их), как объясняет эту часть аята Ибн Аббас: подчинение Аллаху и искренность. В комментариях Мухаммада ибн Исхака часть аята «научит их Писанию и мудрости» он объясняет так: научит их одобряемому, и они будут совершать его, и научит их порицаемому, и они будут отстраняться от него, он возвестит им о довольстве Аллаха, когда они будут поклоняться Ему, они будут еще больше в подчинении Ему и будут отдаляться от всего греховного.
Абдуссабур Хайрутдинов
Другие статьи на данную тему:
Суть аятов "Раббана…" Часть II
Суть аятов "Раббана..." - 1 часть
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus