а). Призыв
Мусульмане с нарушениями физического развития активно принимали участие в жизни уммы еще со времен Пророка, мир ему, и продолжают свою активность в наши дни. Своим примером они призывали окружающих к стойкости на пути невзгод, праведному образу жизни и высоконравственным идеалам. О некоторых из них, внесших позитивный вклад в развитие уммы, будет рассказано в следующей главе. Их пример – вечный показатель того, что физический недуг не является препятствием в деле призыва. Возможно, рассказ об этих выдающихся личностях ислама послужит назиданием и для здоровых, и для больных, пристыдит тех, кто пребывает в бездействии, и придаст им силы для борьбы со своим нафсом .
Слышащим и видящим необходимо способствовать тому, чтобы люди с сенсорными нарушениями могли принимать полноценное участие в жизни общества. Как сказал посланник Аллаха, мир ему,
«Призывающий к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесет на себе (бремя) греха, равное (по тяжести) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов» (Муслим).
Известно, что один из лучших призывов – это социальная активность и включенность в общество. Ниже будут приведены примеры того, в чем принимали и могут принимать участие мусульмане с нарушениями слуха и зрения.
б). Бракосочетание
Без сомнения, неслышашие и невидящие люди обладают правом иметь семью.
Однако существуют определенные требования при совершении церемонии бракосочетания. Некоторые мусульманские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Другие оговаривают лишь способность слышать. Основанием этому могут послужить хадисы, приведенные в сборнике аль-Бухари и рассмотренные ранее в главе «Хадисы, касающиеся людей с нарушениями развития».
В любом случае, главным условием является здравый рассудок свидетелей. Различные формы душевных и психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля бракосочетания. Необходимые участники церемонии бракосочетания должны понимать язык, на котором она ведется. Поэтому если на никахе присутствуют неслышащие люди, должен быть обеспечен сурдоперевод.
в). Посещение мечети
Находясь в мечети, необходимо соблюдать определенные правила поведения.
Сообщается, что Аиша сказала:
«Посланник Аллаха (с.а.с.) велел нам устраивать мечети в домах [то есть отводить для молитв специальные места или комнаты], поддерживать чистоту таких мечетей и использовать благовония, чтобы там приятно пахло» (Ахмад, ат-Тирмизи.)
Людям с физическими недостатками не только не запрещено, но и необходимо посещать мечеть. Основанием этого может послужить хадис, приводившийся ранее:
Пророк, мир ему, спросил незрячего человека: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Он ответил: «Да», — (и тогда) он (с.а.с.) сказал: «Так отвечай (на него)!» (Муслим).
Люди с физическими нарушениями также могут призывать на молитву и руководить ею.
Однако нельзя впускать в мечеть людей с психическими нарушениями, если есть основания полагать, что там они, скорее всего, «осквернятся».
Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк, мир ему, сказал:
«Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения».
г). Руководство
Люди с нарушениями развития могут занимать руководящие должности. Например, Пророк, мир ему, настолько высоко ценил Абдуллу ибн Умм Мактума, что неоднократно оставлял его вести дела в Медине.
д). Торговля
Слепым и глухим мусульманам разрешается участвовать в торговле как при продаже, так и при покупке товара. Существует достоверный хадис о том, что пророк Мухаммад, мир ему, наставлял продавцов не обманывать людей с нарушениями развития при продаже. Если товар некрасивый, некачественный, то продавец должен об этом сказать покупателю. Незрячий может брать товар и изучать его в течение трех дней. В случае неудовлетворенности товаром, он может его вернуть.
Невидящему мусульманину разрешается покупать товар со зрячим, потому что ему приходится выбирать то, что он не видит. То есть слепой может вверять свою покупку зрячему человеку.
Также основание этому служат хадисы, приведенные в «Сахихе» аль-Бухари, рассмотренные в главе «Хадисы, касающиеся людей с нарушениями развития».
ourislam.ru