Перечисляя качества богобоязненных верующих, Коран говорит о них: те, «которые веруют в сокровенное, вершат молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Сура «Корова», аят 3). Настоящий верующий испытывает невероятную радость, делясь с кем-либо своим материальными и духовными благами.
Всевышний Аллах поощряет человечество к щедрости, побуждая в людях искреннее стремление ко всяческой помощи в отношении окружающих. Он также радует верующих и материальной выгодой, которую влечет за собой благотворительность, ведь Аллах возвращает дающему во много раз больше, и духовной наградой, которая непременно найдет щедрого человека. Несомненно, благотворительность является эффективнейшим инструментом совершенствования души и ее приближения к божественному свету.
Одним из многочисленных положительных нравственных качеств пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была щедрость. Однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в мечети. Вдруг он поспешно ушел домой и тут же вернулся. Когда сподвижники спросили, почему он уходил, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Мне дали немного золота для благотворительности. Мне бы не хотелось держать у себя дома это золото всю ночь. Поэтому я принес его в мечеть, чтобы раздать» (Сахих Аль-Бухари).
Щедрость – это желание и готовность отдавать. О важности щедрости в исламе можно судить хотя бы по тому, что она составляет одну из пяти основ – столпов – этой религии. Однако быть щедрым не означает просто отдавать то, что у тебя в изобилии, или отдать, чтобы избавиться. Истинно щедрый человек охотно отдает даже любимое и дорогое сердцу.
Айша (жена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) вспоминала: «Ко мне пришла женщина с двумя дочерьми за подаянием. Но я не нашла ничего, кроме финика, и отдала его ей. А она поделила его между своими дочерьми» (Сахих аль-Бухари).
В Священном Коране Господь обещает воздать за каждую вещь, которую мы отдали на Его пути. Только Ему ведомо, что движет сердцами людей.
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (Коран 34:39).
Сподвижники пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, лучше всего осознавали, насколько ценна и важна щедрость. После кончины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, великая засуха постигла людей. Они пришли к Абу Бакру за помощью, но казна оказалась пустой. Как раз в это время караван Усмана, полный продуктов, прибыл в Дамаск. Торговцы собрались у его дома и предлагали огромные деньги за его товар. Усман отказал им со словами, что отдаст свой товар только тому, кто даст за него высшую награду. Он так и поступил. Отдав все голодающим людям Медины, он не взял с них ни дирхема. Усман знал, что награда Господа будет куда более великой. Так например, Пророк распоряжался имуществом Абу Бакра, как своим. От Абу Хурайры передают, как посланник Аллаха сказал: «Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра». Абу Бакр заплакал и сказал: «А разве я и мое имущество не принадлежим тебе?» Он тратил свое имущество для установления религии и призыва к ней, и он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других.
В сборниках Ат-Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром, где он говорит: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать пожертвования, и я пожертвовал из своего имущества. Пророк спросил: «Что ты оставил своей семье?» Я ответил: «Половину». Абу Бакр принес все свое имущество и пророк сказал: «О Абу Бакр! Что ты оставил своей семье?» Он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его посланника». Я тогда сказал: «Я никогда не смогу опередить его!»
В другом аяте Аллах обращается к мусульманам: «Вы никогда не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Сура «Семейство Имрана», аят 92). Поэтому выплата закята является обязательной частью нашей религии, и никто не вправе отрицать эту обязанность. Так Всевышний говорит в Коране: «И выстаивайте молитвы, и выплачивайте закят!»
Как видим, закят был поставлен в один ряд с молитвами, и это ли не указывает на его важность? Мы должны быть уверены: потраченные на закят деньги вернутся к нам в лучшем виде. Это означает, что, во-первых, имущество станет благословенным, мы почувствуем довольство от обладания им, оно будет защищено самим Аллахом от несчастья и ущерба. Во-вторых, взамен потраченных на закят денег Аллах дарует человеку возмещение, своего рода «компенсацию». Например, торговые дела человека пойдут более успешно, либо человек получит некий дополнительный доход там, где совсем не ожидал. В-третьих, может быть так, что имущества не станет больше, но увеличится баракат в нем: человек станет меньше тратить денег на малозначимые расходы, и в итоге сохраненная сумма станет больше! У человека, чье имущество обладает баракатом, каждая копейка оказывается полезной! А если вспомнить о награде в Судный день за потраченное на закят имущество, то она неисчислима. Всевышний Аллах говорит в Коране: «И что бы вы ни потратили ради Аллаха, Всевышний обязательно вам это возместит, ведь Аллах – Наилучший из дарующих удел» (34:39). За проявленную щедрость и за выполнение повеления своего Господа мусульманин заслуживает Его милость. Всевышний сказал:
«...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу ее тем, кто богобоязнен, выплачивает закят...» (Сура «Ограды», аят 156).
Его душа очищается от скупости и алчности, о чем в священном Коране сказано: «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (Сура «Покаяние», аят 103).
Мусульманин воспитывает в себе прекрасные качества, проявляет великодушие, сострадание и заботу о нуждающихся. Посланник Аллаха сказал: «Над теми, кто милостив, смилостивится и милосердный [Аллах], благословен он и велик! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе».
Человек обретает благословение Аллаха, который щедро возмещает ему за его пожертвования и умножает его богатство. Всевышний сказал:
«Все, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание!» (Сура «Саба», аят 39).
А Посланник Аллаха поведал нам о том, что Аллах сказал: «О сын Адама, делай пожертвования, и Мы одарим тебя». Посланник Аллаха также сказал: «Богатство не уменьшается от подаяний».
Награда за творимые им благодеяния многократно умножается, о чем всевышний Аллах сказал: «Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает...» (Сура «Корова», аят 261).
Несомненно, щедрость можно рассматривать, как мудрое вложение в будущее, ведь она помогает проложить путь к вечному благу – Раю.
Муслим Сафаров